Сергей Думчев из "РУХ ЗА РЕФОРМИ": "Авиаперевозки по-украински: мертвее мертвого"

1 сентября 2015, 11:00
Несколько месяцев назад с отечественного рынка ушел венгерский лоукост Wizz Air, закрыв почти половину регулярных рейсов в Европу. Таким образом, Украина так и не стала привлекательным рынком для европейцев, а перелеты для отечественных граждан остаются по-прежнему одними из самых дорогих на континенте.

Говоря о европейских внутренних перевозках, стоит отметить, что тема границы становится весьма условной – в ЕС нет внутренних французских или венгерских авиалиний, речь нужно вести о городах, обслуживающих те или иные компании по перелетам (в том числе они могут находиться в одной и той же стране). Потому и стоимость того или иного билета часто зависит от затрат на авиатопливо. Но вот парадокс: даже при вариации ценовой политики долететь, например, из Будапешта в Зальцбург в Европе реально за 29 евро (приблизительно 670 грн.). Для сравнения: полет в один конец из Киева во Львов или Одессу обойдется нашему гражданину самое меньшее в 1300 грн., и это в том случае, если билет будет заказан минимум за две недели. В противном случае прайс может возрасти в два и даже более раз.

Что интересно: в украинских реалиях разобраться, почему у нас, в достаточно бедной стране, цены на авиабилеты на рейсах по стране на порядок выше, чем не в нищей Европе, не так уж и легко. И тут начинаются переводы стрелок с одной на другую контору. Но платит все равно пассажир.

Реклама

Для всех наших перевозчиков существует два главных врага на внутренних авиалиниях – это пассажиры, не желающие за месяц-полтора бронировать билеты на рейсы, и аэропорты, которые эти самые компании (со слов их представителей) общипывают, как липку. Проблема с аэропортным сбором остается существенной для всех перевозчиков Украины. Только за последние четыре года этот сбор увеличился в шесть раз, и, с учетом постоянной инфляции, он постоянно растет. Сюда же следует отнести обслуживание авиапарка, которое также неимоверно поднялось. Все это, вместе с прайсами на авиатопливо, влияет на ценообразование.

Но есть еще один нюанс. Отечественный рынок практически монополизирован Игорем Коломойским и его МАУ (сам олигарх, кстати, отрицает свою стопроцентную причастность, боясь встрять в разборки с Антимонопольным комитетом). Учитывая, что только около 5% населения способны регулярно летать на самолетах, сами авиаперевозки выходят из массового сегмента и становятся элитными. Поэтому там, где в Европе перевозчики способны взять массовостью, в Украине "добирается" бешеной ценой на перелет. Классический пример – цены на перелет из Киева в Тбилиси и из Минска в Тбилиси. Если нужно срочно вылететь  из Киева, то человек заплатит порядка 16 тыс. грн., а из Минска – 6 тыс. Хотя расстояние из Минска до Тбилиси больше, чем если лететь напрямую.

Еще один важный момент – все аэропорты в Украине находятся в государственной собственности, в то время как 94% всех пассажирских авиаперевозок осуществляют частные компании.

Реклама

Поэтому всегда будет существовать конфликт вокруг пошлин и госпоборов между государством и частниками, за что в конечном счете ВСЕГДА платит пассажир.

Как рассказывает лидер партии "РУХ ЗА РЕФОРМИ" Сергей Думчев , высокие цены на билеты получаются не только из-за "злого" аэропортного руководства и цен на авиатопливо. "Сами авиаперевозчики абсолютно не заинтересованы в развитии внутренних линий. Начнем с того, что у нас сложилась совершенно непропорциональная концентрация отправлений и приемов пассажиров между регионами, более  80% которой приходится на Киевскую (а до войны еще и Донецкую) область. Проще говоря, вылететь из Львова в Днепропетровск или из Харькова в Одессу сегодня в большинстве случаев реально только с пересадкой в столице", – говорит Сергей Думчев.

Реклама

Интервью с Сергеем Думчевым, лидером партии "РУХ ЗА РЕФОРМИ", можно также увидеть на странице Facebook либо официальном сайте.

И понятно, что прямые авиасообщения с областными центрами при действующем подходе компаниям по перелетам абсолютно невыгодны. Но, с другой стороны, те же авиакомпании не идут на сближение с периферийными аэропортами, которые имеются практически в каждом областном центре (а обслуживание в таких аэропортах стоило бы на порядок меньше). Но самое главное – частные авиакомпании обновляют свой авиапарк исключительно самолетами, предназначенными для дальних авиаперевозок (в основном "Боингами", имеющими сертификацию для полетов над странами ЕС и США). Нашим перевозчикам куда выгоднее работать на международных рейсах, они априори более доходны, или же с сезонными курортными чартерами.

Интересна и политика ценообразования того же МАУ. На сайте компании реально найти предложение "Киев–Одесса" всего за 37 долларов. Но, во-первых, таких билетов с гулькин нос и их нужно заказывать не меньше, чем за 10 дней. А во-вторых, авиакомпании "берут свое" на экстренных полетах, когда человеку необходимо вылетать срочно сегодня или завтра. В том же самолете, где по акции можно долететь из Киева в Одессу за 37 долларов, "плановый билет" уже стоит 2383 гривни (и это в одну сторону!). В подтверждение слов Сергея Думчева юрист Оксана Липинская приводит еще более интересные цифры: "Мне в два раза дешевле получается слетать из Одессы в Стамбул и обратно, нежели полететь в одну сторону в столицу. Под акции и предварительные заказы работающему человеку попасть практически не получается. Встречи могут переноситься, а иногда и просто бывают экстренные случаи. Два года назад, например, произошло ЧП, силовики по ошибке подстрелили бизнесмена, я вела это дело. Мне срочно пришлось переносить встречу в столице на следующий день, а затем так же оперативно вылетать обратно в Одессу. В результате за два полета я потратила почти 600 долларов, за такие деньги можно слетать в любую точку Европы".

Помогает нашим пассажирам почувствовать себя богатыми европейцами и наше государство в лице Госавиадминистрации. Главной целью в обозримом будущем данная организация видит ратификацию между Украиной и ЕС соглашения об общем авиационном пространстве. Однако оно и невыгодно отечественной стороне, которая в этом случае отдаст рынок западным авиаперевозчикам. Простые люди тогда начнут летать по европейским прайсам (т.е. дешевле в 2-3 раза, чем летают сейчас), но система откатов и поборов будет ликвидирована, что в принципе невыгодно любым чиновникам. Собственно, потому и уходят с отечественного рынка международные авиаперевозчики, оставляя рядовых украинцев один на один с авиакомпанией Коломойского и коррумпированными столичным чиновниками.

Детали можно узнать на официальном сайте партии" РУХ ЗА РЕФОРМИ".

К вашему вниманию видеоролики про партию " РУХ ЗА РЕФОРМИ", а также интервью с Сергеем Думчевым на канале YouTube.