Спасение старинных зданий: чему Киеву стоит поучиться у Европы

29 марта 2016, 08:15
В Италии ищут меценатов, во Франции продают, а в Чехии жестко следят

Разруха на Ярославской, 20-б. В Киеве — десятки аварийных зданий / Фото: Александр Яремчук

После обрушения в феврале дома на ул. Б. Хмельницкого, 12—14 (в нем обвалились все перекрытия), который являлся памятником архитектуры, власти решили всерьез заняться спасением подобных объектов. И это очень важно, ведь в городе насчитывается 3500 объектов культурного наследия, из них около 3 тыс. — старинные здания.

По предварительным данным КГГА, около 70 особняков находятся в плохом или аварийном состоянии. Ну а пока власти Киева думают, как их спасать, "Сегодня" разузнала, как это делают в Европе.

Реклама

ИТАЛИЯ. В стане, где находится 51 памятник всемирного наследия ЮНЕСКО (для сравнения — в Украине таких объектов всего 7. — Авт.), очень бережно относятся к культурному достоянию, ведь огромную прибыль государство получает именно от туристов (в год — около 50 млн чел.).

"В Италию круглый год едут туристы. Они тратят деньги на то, чтобы побывать в Колизее и соборах, посмотреть на архитектуру домов и необычные фонтаны. Контролирует состояние культурного наследия власть, но много объектов реставрируют за счет частных компаний. Например, на Колизей более 20 млн евро выделила обувная компания, а ремонт самого крупного фонтана в Риме — Треви — оплатил один из знаменитых итальянских домов моды, потратив несколько миллионов евро. Такие меценаты получают от государства налоговые льготы, а также право использовать эти объекты в своей рекламе. Но бывают и меценаты, которые вкладывают огромные деньги в реставрацию памятников архитектуры, чтобы оставить свое имя в истории, ведь о них пишут СМИ, и все их знают. И это становится модным", — рассказала нам украинка Наталья Россо.

ЧЕХИЯ. В Чехии ежегодно реставрируют около 60 объектов: на это тратят очень много средств из госбюджета. Иногда здесь устраивают всенародное голосование, на котором чехи определяют, какой именно памятник нужно восстанавливать первоочередно. Стоит отметить, что в Чехии, как и у нас, многие памятники архитектуры находятся в частной собственности, но, чтобы провести в них реконструкцию или реставрацию, владельцы согласовывают каждый шаг с властью, а проводить работы на таком объекте может лишь мастер, который имеет гослицензию.

Реклама

"В Чехии очень популярны замки и старинные особняки — их часто покупают, чтобы открыть гостиницу или пивоварню. Купив, к примеру, старинный замок, новый владелец может получить от государства солидные дотации в несколько сотен тысяч евро, но только на нужды, связанные с восстановлением памятника архитектуры. Более того, если внутри находятся какие-то ценные предметы (мебель или картины), то владельца заставляют придерживаться ограничений даже по температуре воздуха в таких зданиях! Но если вдруг владелец решил продать наследие, то он в первую очередь должен предложить его выкуп государству", — рассказала нам риелтор из Праги Ольга.

ФРАНЦИЯ. Во Франции ради спасения наследия продается целая деревня Боден: местные власти решили продать село, где сохранились старинные сооружения XIX века (магазины, фабрики, фонтаны), на аукционе. Стартовая цена — 150 тыс. евро. Причина продажи — большая стоимость реставрационных работ: "К восстановлению культурного наследия привлекают волонтеров со всего мира — они, помимо 4—6 часов работы, устраивают здесь экскурсии", — говорит нам украинка из Парижа Инна Трелецкая.

Штрафуют до 170 тысяч

Реклама

В Киеве с владельцами запущенных домов-памятников пока борются штрафами, суммы которых вряд ли способны их напугать. "Если мы выявляем, что памятник архитектуры находится в аварийном состоянии, то штрафуем владельца на сумму от 17 тыс. до 170 тыс. грн. Но из-за частых перепродаж не всегда можем выяснить, кто истинный собственник особняка! Некоторые владельцы платят штрафы, а некоторые оспаривают их в суде: сейчас у нас около 80 судебных разбирательств. Ремонт старых зданий должен делать их собственник, а если он неплатежеспособен — вернуть дом в коммунальную собственность, как это было с особняком Мурашко. Но забрать здание очень тяжелая процедура", — рассказал нам Сергей Груздо, руководитель Управления охраны культурного наследия КГГА.