Тайны киевского фуникулера

12 мая 2010, 10:46
В фуникулере снимают клипы и ездит Ющенко, а в будущем вагончики сделают прозрачными.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

Столичному фуникулеру исполнилось 105 лет. Пышных торжеств по этому поводу не устраивали. "Собрались, выпили по бокалу вина, и все", — говорят сотрудники самого экзотического транспорта в городе.

Реклама

Впервые вагончик между Михайловской площадью и Подолом поехал 8 мая 1905 года. Идею строительства фуникулера в этом месте озвучил инженер Артур Абрагамсон, специализировавшийся на водопроводах и канализациях. Киевляне тогда добирались с Подола в верхний город на трамвае по Владимирскому спуску, а выше, к Михайловскому собору и Андреевской церкви, шли преимущественно пешком.

Сначала фуникулер назывался "Михайловским механическим подъемом". К выходам "подъема" сверху и снизу подходили трамвайные пути, с которых можно было пересесть в фуникулер без дополнительной платы, если вы заплатили 2 копейки за трамвай. Там же впервые в Киеве появились турникеты. К слову, у нас был второй фуникулер в Российской империи после одесского — его открыли в 1902 году.

ЗВЕЗДЫ. Сейчас столичный фуникулер обслуживает 43 человека. Зарплаты мизерные: например, оператору, который сидит во главе вагона, платят до тысячи гривен. Небольшой компенсацией служат постоянные встречи с известными людьми. Кассир Галина Пухленко, которая работает тут 15 лет, рассказала нам, что нередко среди ее пассажиров попадаются узнаваемые люди. "Был несколько раз певец Авраам Руссо, что-то пошутил, но уже не помню, как именно. Майор Томин из "Знатоков" (актер Леонид Каневский. — Авт.) пару раз проходил, улыбался своей фирменной улыбкой. Анатолий Журавлев (Толстый из "День рождения Буржуя") часто ездит. Однажды дал купюру в 200 гривен, у меня не было сдачи, пришлось пропустить бесплатно. Михаил Светин был пару раз. А артисты — Виталий Козловский и Ассия Ахат — тут клипы снимали. Был тут Ющенко с детьми, правда, еще до того, как стал президентом. А сотрудники МИД и СБУ постоянно ездят. Им так удобнее добираться на работу, утром внизу уже очередь выстраивается из дипломатов и разведчиков", — смеется Пухленко. Другие работники фуникулера говорят, что в 90-е у них каталась и София Ротару, правда, она проехалась тихо, не привлекая внимания.

Реклама

РЕКОНСТРУКЦИЯ. Уже четыре года в фуникулере говорят о необходимости новой реконструкции, но в бюджете все никак не найдут средств. По словам начальника техотдела "Киевпастранса" Казимира Брамского, хотят заменить железобетонную эстакаду, увеличить ограждения вдоль путей (в том числе для защиты от граффитчиков, потому что "бомбят" стены вагонов по несколько раз в месяц). Также хотят изменить внешний вид и внутреннее убранство вестибюлей, правда, как именно, пока не решили. А сами вагоны думают сделать максимально прозрачными сверху и по бокам, чтобы был большой обзор. По словам Брамского, на инженерные работы надо 29 млн гривен, на новые вагоны — еще 20.

ИЗ-ЗА ВАГОНЧИКОВ ПРОРУБИЛИ ЭТАЖ

Фуникулер смело можно назвать самым безопасным видом транспорта. За 105 лет на нем произошла лишь одна авария. В 1928 году во время ремонтных работ вагон сорвался с верхней платформы и упал на нижнего собрата. Оба вагона сплющило, но обошлось без человеческих жертв — снизу заметили летящий вагон, и все выбежали из транспорта.

Реклама

За 105 лет фуникулер пережил три реконструкции. В 1928 (сразу после аварии) на нем заменили вагоны — вместо деревянных открытых поставили закрытые из металла, которые уже вмещали 100, а не 70 пассажиров, как раньше. В 1958 году в вагончиках поставили стенки между "купе", но во время последней реконструкции в 1984 году их снова убрали. Тогда же, как рассказывает начальник техотдела "Киевпастранса" Казимир Брамский, на несколько метров удлинили верхнюю платформу и построили нижний вестибюль. Интересно, что до 1928 года нижняя остановка была на 30 метров выше, на улице Боричев Ток: владельцы доходного дома, что стоял на месте нынешней остановки, потребовали слишком большую компенсацию за его снос, и поэтому рельсы решили сделать короче. Фуникулер удлинили уже при советской власти, попросту... "прорубили" первый этаж дома. "Сверху жили люди, а под ними был выход из фуникулера. А в 1984 году жильцов все же отселили, дом снесли и построили вестибюль таким, как мы его видим сейчас", — рассказал нам г-н Брамский.

ОТКРЫТЫЕ ВАГОНЧИКИ. С 1905 до 1928 года вагончики "Михайловского механического подъема" были открытые, и пассажиров продувало ветром. Тогда они вмещали по 70 человек. Верхняя станция располагалась там, где и сейчас, а нижняя была на 30 метров выше, на улице Боричев Ток.

ОТДЕЛЬНЫЕ КУПЕ. После реконструкции 1958 года между отсеками вагончиков поставили сплошные стены так, что образовались отдельные купе. Пассажиры не видели друг друга, как это было до этого, и сейчас. Проезд тогда стоил 2 копейки.

СЕГОДНЯШНИЙ ВИД. Нынешние вагоны вмещают до 100 пассажиров. Работники фуникулера жалуются, что их транспорт часто становится "полотном" для юных граффитчиков, после чего рисунки и надписи приходится закрашивать.