Тестю Черновецкого кланялись на улицах

7 февраля 2011, 08:26
Мы побывали в гостях у тбилисской родни жены мэра Киева, где до сих пор помнят о богатстве семьи Айвазовых, и узнали, куда он собрался вложить деньги в Грузии.

Семья. Георгий Айвазов (стоит), его бабушка Елена Виссарионовна (вторая справа), мама Марина (сидит), дядя Роберт и его жена Галина. Фото: И. Касьянова

После сообщений о том, что мэр Киева Леонид Черновецкий живет нынче в Тбилиси, наш корреспондент отправился в столицу Грузии на его поиски. Однако, как мы уже писали, на самом деле мэра там не оказалось, хотя, по нашим данным, он таки находится в Грузии, но под Батуми. Зато мы наведались в гости к родне супруги Черновецкого Алины Айвазовой (она, как известно, родом из Тбилиси), разузнав о том, кем был на самом деле ее отец — Степан Айвазов, о котором ходили самые невероятные легенды.

АЙВАЗОВЫ. Некогда известная в Грузии семья Айвазовых в последние 30 лет почти в полном составе переселилась в Киев: сестры Алина и Инга Айвазовы, брат Гаригин, их мама Люсия Степановна. Покойный глава семьи Степан Айвазов, как говорят, был одним из крупнейших тбилисских "цеховиков" (подпольные предприниматели в СССР), скупщик антиквариата, икон и живописи. По слухам, Степан Айвазов был настолько влиятельным, что грузинские партийные лидеры и прокуроры стояли в очереди, чтобы поздравить его с днем рождения. А его дом якобы был круче, чем резиденция Эдуарда Шеварднадзе в Крсаниси.

Реклама


Степану Айвазову кланялась вся Грузия

Сейчас в Тбилиси из Айвазовых — племянник Алины и сын Гаригина Георгий Айвазов, которому 18 лет. Он живет со своей бабушкой Еленой Виссарионовной Бурджалиани, мамой Мариной и семьей дяди Роберта Владимировича Бурджалиани.

Семьи Айвазовых и Бурджалиани познакомились задолго до рождения Георгия. Будущие бабушки Георгия Люся и Лена дружили, как и их дочери Алина и Марина. Их дома были по соседству в самом престижном районе города — Ваке, где дома стоят, по данным местных риелторов, $150—500 тысяч.

Реклама

"Мой дедушка этот дом построил еще в 1934 году. Потом его немного расширяли. А Айвазовы — напротив, в кооперативном доме. Потом эту квартиру продали и купили большую. Люся была домохозяйкой, а Степан Гаригинович очень много работал. Он грузин, и его настоящая фамилия Айвазишвили. Такую фамилию носили его предки, но до революции многих грузин крестили в армянской церкви, и фамилия стала Айвазов. А мама Алины, Люся или Ляля, как ее называют в семье, армянка", — рассказывает Елена Виссарионовна.

ЭКОНОМЯТ ГАЗ. Грузинские родственники Черновецкого живут в двухэтажном частном доме, на 8 человек — один кормилец Роберт. "Он лучший в Грузии специалист по газовой системе. У нас в стране очень плохо с работой. Я готова даже талоны продавать в автобусе", — говорит Марина. В гостиной, где мы сидим с хозяевами, прохладно. Они в кофтах и свитерах. Георгий объясняет, что давление газа низкое — экономят. "Мы благодарим Бога, что сейчас хоть так. 10 лет назад не было света и отопления, Георгий под керосиновой лампой занимался. В окно выходила печка—буржуйка, вся одежда пропахла керосином. Это было ужасно", — вспоминает Елена.


Антикварная люстра в доме Айвазовых. У тестя мэра Черновецкого было много старинных вещей и картин. Фото: И. Касьянова

Реклама

Сам дом с виду не производит роскошного впечатления. Внутри, однако, довольно приличный ремонт и много дорогих вещей. Так, в гостиной дома висит картина, предположительно знаменитого художника Пиросмани, есть старинные вещи — трюмо, столик, мягкая мебель. Антиквариат достался Георгию от дедушки Степана Гаригиновича, у которого было много таких вещей.

"Степан Гаригинович был очень богатым человеком, очень, он был одним из пяти самых богатых людей даже не Грузии, а на всем Кавказе. Когда мы видели его на улице, склоняли голову — так приветствуют на Кавказе уважаемых людей", — рассказывает Елена Виссарионовна.

"Вы знаете, что Айвазова в интернете называют авторитетом, цеховиком, и что благодаря именно его деньгам поднялся Леонид Черновецкий?" — интересуемся мы у Елены. "А что такое авторитет? Вор в законе что ли? Что вы, он не вор, он трудоголик был. У него были ткацкие фабрики, швейные мастерские, они выпускали текстиль в первых кооперативах. Потом такие образовывались по всему СССР. Он был авторитетным, в смысле очень уважаемым человеком, но не авторитетом. И негативное отношение у других к нему — просто зависть к более успешным людям. Да, у них было все — машины, квартиры, дом, красивая обстановка. Но ведь он много работал и, кстати, многим помогал", — говорит Елена.

Невестка Алины Айвазовой Марина тоже о свекре тепло отзывается. "Степан Гаригинович был очень хороший и талантливый человек. У него были врожденные вкус и чувство красивого. Он тонко разбирался в живописи, в их доме было много картин. Он разбирался во всем: поставь два бокала хрустальных — и он тут же скажет: это чешский, это ленинградский. У него не было дипломов о высшем образовании. Но ведь дипломы ума и интеллигентности не добавляют. А у него от природы смекалка и ум. В него пошла и Алина", — рассказывает Марина.


Проспект Важа-Пшавела. В этом доме жили Айвазовы. Фото: И. Касьянова

ЖЕНА МЭРА. Марина часто бывала в доме и Айвазовых, и потом Черновецких. "У Алины предпринимательский дар с детства. У нее ведь была первая в Киеве комиссионка в Доме учителя. И она, и Леня — люди с выдумкой, фантазией, интересные в общении, много знают", — продолжает Марина. А ее мама Елена добавляет: "Пишут, что Леня — наркоман, а это полная чушь, он умный и образованный человек. Родители, конечно, помогли Лене и Алине. Степан Гаригинович был очень—очень богатым человеком. Но — если у вас есть большой торт вы, конечно, поделитесь с детьми. Поделитесь и с другими, дадите трем-четырем-пяти, а шестому по какой-то причине не достанется. И вы будете для него плохим", — говорит Елена.


Бывшая квартира тестя мэра со дво­ра на 4-м этаже (где висит белье). Фото: И. Касьянова

ПОСОЛЬСТВО БОЖЬЕ. "Знаете ли вы, что Леонида Черновецкого считают странным, называют Леней-Космосом за необычное поведение, манеру говорить?" — интересуемся мы. "Моего отца тоже в интернете называют чуть ли не криминалитетом и наркоманом, — подключается к разговору Георгий. — Но это же полная чушь. Он верующий человек, он ходит в церковь "Посольство Божье". Георгий говорит, что адептами "Посольства" также являются он сам, его бабушка Люся, не говоря уже обо всех членах семьи Черновецких, которые связывают свои успехи в политике и жизни с молитвами Аделаджи. У Георгия много фото со службы в "Посольстве Божьем", где на сцене его бабушка и отец. А его родственники по матери — православные христиане. "И то, и то — христианская вера, только в "Посольстве Божьем" не ставят свечки", — объясняет Георгий.

"СНАЧАЛА ДУМАЕТ". Марина говорит, что сам Черновецкий не может "никого подвести или обманывать". "Потому что он очень порядочный человек. Когда мы приехали из Грузии и хотели устроить 8-летнего Георгия в школу, я просила Леонида Михайловича помочь. Он тогда был следователем прокуратуры. Так он официально обратился в министерство. Я часто приезжала к ним в Киев. Они всегда с молодости очень много работали. А с детьми бабушка сидела там или их сюда привозили. И Кристина, и Степа (дети мэра. — Авт.) провели в Грузии свое детство.

Леонид Михайлович в семье не такой, как на экране. Он веселый, добрый, очень любит внуков, а с женой у них очень теплые отношения — она человек с юмором, он тоже любит пошутить. С ними не бывает скучно. А медленно говорит, потому что подбирает слова. Он сначала думает, а потом говорит. Вы знаете, он даже когда обычное письмо пишет, сто раз подумает, где поставить точку и какие юридические последствия могут за этим последовать", — говорит Марина. Она и сын много жили в Киеве, а потому следят за всеми новостями. "Я так смеялась, в "95 квартале" говорят: "В Киеве убрали одного клоуна, поставили другого — Попова". Это же просто смешно, таких, как Черновецкий, очень мало в Украине. Он помогает многим нуждающимся, он кормит бедных и бездомных на свои деньги. А вот сделает ли это Попов?", — продолжает Марина.

ПРИСЛУГА. С декабря Марина и Георгий живут в Грузии. "Сын чувствует себя в Украине не очень комфортно. У него больше грузинский менталитет. Кроме того, ему по здоровью в Киеве не очень подходят условия. Мы переехали, но теперь ни я, ни сын не работаем, а поступить он не успел", — рассказывает Марина. Помолчав, добавляет горячо: "Вы знаете, я в Киеве хотела открыть свой бизнес, но не получилось. Но видите, все было на общих основаниях".

Она окончила Грузинскую сельхозакадемию, работала до замужества в Институте виноделия, но после рождения сына, как и многие грузинки, оставила работу. "У меня была зарплата 180 рублей (при средней в 120. — Авт.), плюс премии, фрукты, овощи всегда свежие. Я, бывало, к Алине на выходные прилетала. Билет 33 рубля стоил. Поэтому часто их видела в быту. У Алины всегда была прислуга, потому что она много работала, но она общалась с ней не приказным тоном, не гнушалась сама что-то положить в холодильник или подать на стол. Они на самом деле простые в общении люди. На даче в Конча-Заспе Леонид Михайлович многого не требует, он непритязательный в еде. Люди у него работают по много лет, они уже почти как члены семьи. А Алина очень добрая женщина", — рассказывает Марина.


Рынок "Сангори". Здесь стояли ларьки, которыми владел Айвазов-старший. Фото: И. Касьянова

"ЖИГУЛИ" НА СВАДЬБУ. Елена Виссарионовна видела Черновецкого не часто. "Познакомилась на их свадьбе. Гостей было человек 300—400, свадьбу справляли дома у Степана Гаригиновича. Отец Лене подарил голубые "Жигули". И потом Алина с Леонидом Михайловичем несколько раз приезжали в Грузию. Мне показался он очень интеллигентным, воспитанным человеком. Он чтит семейные традиции. По возрасту, конечно, я ближе Люсе, и мы больше с ней общаемся. Люся — человек очень душевный, добрый, верующий. Она в церковь Аделаджи из-за детей пошла, молиться за внуков", — говорит Елена.

МАЛАЯ РОДИНА. Мы побывали и в Важа-Пшавела, втором по элитности районе Тбилиси. Квартиры здесь стоят $100—150 тысяч. У Айвазовых была четырехкомнатная, площадью 150 кв. м. Ее, как рассказали соседи, продали буквально на днях. "За Люсей долго сохранялась квартира, но совсем недавно ее купили", — объяснил сосед. Айвазова здесь хорошо помнят. "У них во дворе стояло несколько машин — "Жигули", "Волги", которые тогда были верхом престижа, у них была прислуга. Но с соседями они мало общались.


Сосед Айвазовых: квартиру в 150 кв.м продали только недавно. Фото: И. Касьянова

Но родом Степан и Люся Айвазовы из Авлобара — района компактного проживания армян в Тбилиси. В отличие от центра, здесь много разрушенных зданий, а на местном кладбище на горе Элиа — масса заброшенных и неухоженных могил. На местном рынке "Сангори" торгуют всем — от запчастей до овощей и мяса. Торговцы и покупатели одеты небогато. Один из старожилов, Гога, торгует здесь почти 25 лет. "Я помню Айвазова, о нем ходили легенды, что он держал в руках весь Тбилиси. Здесь были его киоски. Он всегда знал, что пользуется спросом — куртки, джинсы или шапки из лебяжьего пуха. Говорили, что он помогал евреям с выездом за границу, менял валюту, покупал у них квартиры и вещи. Но я с ним лично знаком не был. Не тот уровень. Хотя когда-то я тоже был не бедным — у меня было семь ларьков с обувью. Сейчас один, но торговли нет. У людей нет денег", — вздыхает Гога.

"У СААКАШВИЛИ С ЧЕРНОВЕЦКИМ — БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ"


Тбилиси. Центр города выглядит опрятно. Фото: И. Касьянова

Грузия теперь производит двоякое впечатление. Наряду с вычищенными и вылизанными, без соринки и окурка, центральными проспектами Руставели, Чавчавадзе, Важа-Пшавела, есть маленькие улочки с разрушенными домами, грудами строительного мусора. "Грузия сейчас очень нуждается в инвестициях. И в расчете на иностранные деньги государство не очень озабочено их происхождением. Сейчас руководство Грузии проводит переговоры с Леонидом Черновецким об инвестициях. Говорят о курортах Гудаури и Бакуриани. У президента Саакашвили цель — сделать из них грузинский Куршавель. Кстати, с Саакашвили, который учился в Киеве, у Черновецкого очень близкие отношения. Он вашему мэру вручил в 2007 году Орден Чести", — сказал нам источник в Грузии, приближенный к правительству.


Чуть в сторону от центра — и разруха. Фото: И. Касьянова

На курортах, по его словам, сейчас грандиозная стройка, здесь каждой копейке со стороны рады. "То, что у Черновецкого жена родом из Тбилиси, для нашего руководства имеет большое значение. Понятно, что у Черновецкого, который, по нашей информации, снял все средства из офшоров и перевел их в Канаду, не будут спрашивать деклараций. Кроме того, он, насколько нам известно, оформляет инвестиции не напрямую, а через грузинских граждан, своих родственников", — сказал нам источник в Грузии. Грузинская родня мэра нам сказала, что ничего об инвестициях не знает.

ЧЕРНОВЕЦКИЙ ЖИВЕТ У ДРУЗЕЙ В БАТУМИ


Батуми. Земля и аренда жилья здесь самые дорогие в Грузии

Дома, дачи и виллы в столице Аджарии Батуми, где сейчас находится Черновецкий, — дорогие: стоимость от $500 тысяч до нескольких миллионов за участок и дом в 500 квадратов. Аренда виллы здесь тоже обходится в $3—30 тысяч в месяц. Правда, как нам сказали источники в Грузии, мэр остановился у знакомых жены и, вроде бы, ни за какую аренду не платит.

Батуми расположен на побережье Черного моря. Это самая крайняя точка Грузии, ближе всего к Турции, климат здесь субтропический.