Уловки супермаркетов: как правильно выбирать продукты и чем грозят акции

14 июля 2012, 20:40
Специалисты советуют внимательно смотреть на дату выпуска и не стесняться перерывать весь ряд с продукцией

Фото: spiritshot-acorex.com

Крупные и мелкие сети используют одни и те же уловки для усыпления бдительности обычных покупателей. Обойдя столичные сетевые магазины, "Комментарии" составили рейтинг продуктов, которые нельзя приобретать в "цивилизованных" торговых точках.

"Гнилые" псевдоакции

Реклама

На первом месте по классу опасности – акционные товары с очень низкой ценой. По закону испорченные продукты требуется утилизировать. Например, просрочка (разрешенный процент к утилизации) для категории молочной продукции составляет 5-7%, для мясо-колбасных изделий – 15-20%, для фруктов и овощей – на уровне 40%.

Однако многие супермаркеты на утилизации стремятся сэкономить. Зачем им уничтожать то, что можно продать с выгодой, пусть даже минимальной? Невероятно, но факт: официальной торговлей гнилью крупные продуктовые сети в настоящее время совсем не брезгуют, отмечает издание.

Правда, делают это "завуалировано", создавая целые отделы (или выделяя место на полке) под так называемые акционные продукты по низкой цене – на 50-70% дешевле по сравнению с нормальным товаром. Здесь можно встретить все – от почерневших овощей до побелевшей колбасы и заплесневевшего (не французского) сыра. Но это уже – не еда, а настоящие отходы, потребление которых всего приведет как минимум к пищевому отравлению.

Реклама

Куры-гриль, кулинария и полуфабрикаты

В минувшем году 46 киевлян буквально за один вечер "заработали" острую кишечную инфекцию после употребления кур-гриль в одном из столичных супермаркетов известной торговой сети. После этого опасный продукт с полок маркетов до конца лета исчез. К тому же, после ряда масштабных проверок санэпидемстанцией (СЭС) заметно поредел перечень собственных кулинарных шедевров от торговых сетей.

В нынешнем сезоне столь массовых случаев отравлений пока еще не было. Поэтому, как отмечает завотделом гигиены питания и безопасности пищи Центра радиационной медицины Игнат Матассар, кур, для продажи в сыром виде уже некондиционных, по-прежнему продолжают продавать под "грилем". Как, впрочем, и всю остальную группу кулинарной продукции – салаты с майонезом, жареное мясо и рыбу. А также – фарш и маринованное мясо для шашлыков.

Реклама

Если уж кушать очень сильно хочется, а времени на приготовление еды совершенно нет, можно попросить продавца дать на пробу любое понравившееся блюдо из отдела кулинарии (такая услуга предусмотрена практически везде), чтобы поближе посмотреть на него и принюхаться.

Рыба и другая "заморозка"

При производстве свежемороженой рыбы важно защитить ее поверхность от обезвоживания и окисления жира. Для этого и используют глазирование. Воду разбавляют специальным химическим составом с влагоудерживающим составом, благодаря чему глазурь долго не тает, а рыба – не портится. При этом масса глазури в зависимости от вида рыбы и от того, как она была разделана, должна быть от 2% до 4% массы рыбы.

В действительности же замороженные продукты, особенно морепродукты, продающиеся "в глазури" изо льда, после разморозки теряют до 20-40% веса. К тому же, когда жару не выдерживают даже холодильники и морозилки, рыба, морепродукты и мороженое и полуфабрикаты по нескольку раз размораживаются и застывают снова. По словам заведующей лабораторией санитарно-пищевой микробиологии Института питания Светланы Шепелевой, говорить что-либо хорошее о пищевой и питательной ценности такого продовольствия не приходится "Не стоит "вестись" на якобы низкую цену – лучше выбрать аналогичную рыбу, но без "глазури", а вареников и пельменей – налепить на домашней кухне", – рекомендует эксперт.

Старому товару – "новую" одежку

Как отмечает руководитель регионального отделения всеукраинской общественной организации "Союз потребителей Украины" Максим Папуша, чтобы продать залежалый товар под видом свежего, его обычно "наряжают" в новые одежды.

На такую уловку попадаются даже подкованные завсегдатаи. Например, если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. Поскольку с выдавленной маркировкой подобный вариант не проходит, то стоит обратить внимание на молокопродукты с "давленной" (а не нарисованной) датой.

Аналогичный принцип используют и для фасованных мясо-колбасных изделий. С той лишь разницей, что здесь занимаются не "рисованием", а просто полностью переклеивают этикетки. Поэтому, если поверх заводского стикера наклеен еще и супермаркетовский, то от покупки "лакомого кусочка" проще отказаться. Летом она может закончиться плачевно – вплоть до летального исхода.

"Хитромудрая" выкладка

Зачастую "на передний план" на полке выставляют продукт с истекающим сроком годности, а свежие прячут далеко в глубине. Причем делает все это, в отличии от предыдущих способов, вполне легально, – это называется хитроумным словом "мерчанзайдинг" (выкладка продукции и оформление торгового пространства). Дабы не попасться на сей весьма распространенный крючок и не принести домой молоко, которое назавтра скиснет или конфеты, которые уже "поседели", нужно внимательно смотреть на дату выпуска, и не стесняться перерывать весь ряд с продукцией.

Забираясь "за свеженьким" в самую глубину, специалисты советуют помнить, что данный метод применим не только к продуктам, но и к напиткам. Например, к пиву. Из-за неосмотрительности можно взять с полки первую стоящую бутылку, в котором "пенное" окажется прокисшим.