В столице на Масленицу разбирали блины по 20 гривен, таскали колоду и отбивались от старушек

10 марта 2008, 21:00
В выходные Киев вовсю гулял на любимом народом празднике Масленицы. Прощаться с зимой многие отправились в Национальный выставочный центр (на Глушкова).

Прогуливаясь между старинными хатками в музее Пирогово, сразу несколько этнических ансамблей в разных точках музея исполняли народные песни, например, о Гале и двух дубках. Некоторые прохожие подпевали. Порадовать киевлян приехали артисты из разных уголко

Прямо у входа горожан встречали бесконечные прилавки с сувенирами, посудой, медом, соленой рыбой, колбасой, одеждой, меховыми шапками и даже советскими армейскими куртками.

Из-за обилия торговых точек было больше похоже на рынок, чем на место гуляний. Кроме пары плакатов, чучела зимы и нескольких бабулек, поющих народные песни на небольшой сцене, о Масленице тут ничего не напоминало.

Реклама

Из угощений отдыхающим предлагали хот-доги, шашлыки, пирожки с разнообразными начинками, чебуреки и поп-корн. А вот отыскать основной атрибут праздника — блины — оказалось нелегко. Лишь на парочке точек можно было увидеть фабричные блины со сметаной, вареньем, медом или икрой, завернутые в целлофан. Стоило такое удовольствие от 6 до 15 гривен за 1 блин. "Зря только время потратил, пожаловался Александр Иванов. — Тут нет ни вкусной медовухи, ни вареников, а на блины вообще смотреть страшно".

БЛИНЫ ПОД ГЛИНТВЕЙН. Тем же, кто решил праздновать Масленицу в музее под открытым небом Пирогово с национальным колоритом повезло больше. Сувенирных точек тут было гораздо меньше, да и оформлены они были интереснее. Например, Николай, торгующий поделками из соломы, украсил соломенными птичками и колокольчиками дерево. Купить колокольчик можно было за 20 гривен, приглянувшийся сувенир мастер снимал прямо с ветки. Больше всего разбирали соломенных ангелочков (50 грн.) и мышек (30 грн.).

Под знакомые всем украинские песни, например, "Горіла сосна", которые пели народные коллективы, можно было покататься на лошадях, померяться силой, перетягивая колоду, и просто поесть. Блинами на любой вкус и кошелек (от 5 до 20 грн.) торговали практически на каждом шагу. Подкрепиться можно было бутербродами с салом, шашлыками, казацким кулешом. Запивали это все вином, медовухой или глинтвейном.

Реклама

"Самые вкусные блины — с творогом и маком, — подметила киевлянка Валентина Петровна, — Но я бы еще посоветовала добавить в тесто немного манки, тогда блины получаются еще нежнее".

Повеселил, а кого и напугал, обряд "Колодий" в честь древнего бога семьи и брака. Суть его заключалась в том, что на ноги неженатых мужчин девушки надевали колодки, избавиться от которых можно было, предложив откуп: цветы, деньги или сувениры. Правда, вместо девушек, хватали под руки всех проходивших мимо мужчин, невзирая на возраст, и цепляли им колодки бодрые бабульки. Отпускать соглашались только за деньги — гривен за 5 минимум. Всех своих жертв старушки поили самогонкой желтоватого цвета, которая якобы придает мужскую силу. Попавшие в колодки сначала недоумевали, но обходилось без криков — с шутками пытались отбиться.

Мерялись силой

Реклама

В музее Пирогово каждый мог найти для себя что-то интересное. Можно было поесть, покататься на лошадях, попеть песни, купить или хотя бы полюбоваться сувенирами.

Многие хотели продемонстрировать силу в традиционной забаве — перетягивании колоды. Разбившись на команды по 6 человек, мужчины выясняли, кто кого. Вокруг "поля брани" собирались толпы болельщиков. Хором считали: "раз-два!", задавая темп забаве, и выкрикивали что-то подбадривающее. Поединки длились пару минут. Часто в финале проигравшие падали на землю.

Зима в оранжевом платье

Это чучело, которое сожгли вечером, — единственное, что напоминало о Масленице на Глушкова.

Охота на холостяков

Больше всего потешил гостей праздника обряд "Колодий" в честь бога семьи и брака. Бойкие старушки, следуя старинному обычаю, ловили мужчин и пытались одеть им на ноги колодки. Обряд вызывал бурю эмоций, особенно у тех прохожих мужчин, кто не был знаком со старинной традицией. Вырваться из цепких рук бабулек было очень сложно. Тем, кто попался, приходилось откупаться и пить самогонку.