В Киев привозили "страницы из "Мастера"

24 ноября 2010, 09:13
Единственный показ спектакля "Мастер и Маргарита" Московского независимого театра на сцене Леси Украинки прошел с аншлагом — и это при цене билета от 100 и до 750 грн.

Пилат. Страдает от мигрени

Несмотря на то, что в афише было заявлено: "В главной роли — Ивар Калныньш", публика шла вовсе не на него, а именно на Булгакова. Как поведала мне моя соседка в зрительном зале: "Ивар, конечно, мужчина видный (играет Понтия Пилата. — Авт.), но он для меня не звезда. Я просто хочу посмотреть свою любимую книгу".

Надо признать, что создатели спектакля были честны, предупредив зал: "Это не роман, на ваш суд мы представили лишь отдельные страницы из "Мастера...". Так оно и было. Исчезли сцены сеанса черной магии Воланда, шалости Коровьева и стрельба по Бегемоту, "примус починяющему" (то есть как раз те, где нужны спецэффекты), "ушли" все второстепенные персонажи. По сути, остался лишь костяк: Воланд (Виктор Черненко), Мастер и Иешуа (Владимир Филатов), Маргарита (Татьяна Коновалова), Кот (Валентин Мельник), Иван Бездомный и Азазелло (Сергей Поздняков), Гелла (Елизавета Кибкало). Показали же сцены, уже успевшие стать классическими: спор на Чистых прудах (голову Берлиозу, кстати, отрезали, но трамваем, которого никто не видел, — то есть воображаемым), встречу Мастера и Бездомного в дурдоме, суд Пилата, преображение Маргариты и бал. Кстати, о бале: лучше бы его не делали — это была самая слабая сцена спектакля — актеры танцевали под какой-то совершенно небальный мотивчик и представляли опять-таки воображаемых гостей.

Реклама

Что касается актеров, то теплее всех зритель принимал Мельника (на редкость органичного в роли мяукающего шута) и Позднякова. Что касается Воланда-Черненко, то он явно подражал Воланду-Гафту из "Мастера..." Юрия Кары. Но при этом ему не хватало ни гафтовской иронии, ни его же железа в голосе (в антракте многие театралы вообще откровенно говорили, что постановка очень обеднела после смерти Виктора Ампилова, игравшего мессира в 2003—2004 гг.).

Но самая откровенная неудача спектакля — Маргарита—Коновалова. Девушка она, конечно, эффектная, но Маргарита из нее никакая. Потому что не может ведьма Маргарита, ставшая для многих романтиков символом Преданности и Любви, быть такой пошлой, безвкусной и вульгарной. Вдобавок ко всему, у Коноваловой явные проблемы с пластикой — мужчины и те двигались куда лучше нее. И, кстати, у Булгакова Маргарита обнажалась, а в спектакле — нет. Так что "клубнички" не ждите.