В Киеве короновали писателей

3 июня 2011, 19:52
Как честному литературному конкурсу, "Коронации слова" придется переклассифицироваться в конкурс эстрадной песни

На днях мне довелось побывать на церемонии награждения победителей литературного конкурса "Коронация слова" – к слову сказать, уже одиннадцатого по счету. Его спонсирует компания "Крафт Фудз Украина", а основали конкурс топ-менеджер компании Юрий Логуш и его супруга Татьяна – судя по всему, большие ценители изящной словесности, написанной по-украински.

Все, кто в тот день попирал сцену, а таких было немало, без устали благодарили "панів Логушів". Как водится, градус лояльности зашкаливал. Временами возникало неловкое ощущение, что я каким-то обманом проник на домашнюю вечеринку шоколадного семейства, куда созвали даже самых дальних и самых бедных родственников. В такой ситуации, когда подходит очередь говорить тост, каждый гость от души благодарит хозяев, что позвали выпить, закусить и стишки почитать. В какой-то момент я испугался, что мне тоже придется вылезти на сцену и поблагодарить господина Логуша за те две кружки пива, что я выпил за счет компании "Крафт Фудз" в импровизированном буфете. Но обошлось. Показательно другое: о текстах, которые принесли их авторам премии в различных номинациях (об этих самых номинациях мы поговорим особо), не было сказано ни слова.

Реклама

В общем, на этом можно было бы сказать спасибо за выпитое пиво и пойти домой: негоже со своим уставом на чужую вечеринку. Но когда люди на сцене заканчивали благодарить семейство спонсоров, они начинали убеждать всех присутствующих, что "Коронация слова" – самое выдающиеся, что случилось в украинской культуре за последние одиннадцать лет. И тут мне стало понятно, что украинская культура в еще большей беде, чем я предполагал.

Начнем с абсолютного неуважения к главным виновникам сего торжества – разумеется, не семейству Логуш, а лауреатам и победителям конкурса. Организаторы церемонии устроили пафосную вечеринку, с барабанщицами в униформе, коровой в натуральную величину и четырьмя девушками, наряженными в дам из колоды игральных карт. (Когда они вышли на сцену, я мгновенно и безнадежно ощутил себя в стране чудес – и не ошибся.) При этом организаторы, к большому сожалению всех присутствующих, поскупились нанять режиссера, который хоть как-то руководил бы церемонией.

В итоге три с половиной часа действа превратились в хаос, в котором безбожно путались фамилии награжденных, на сцену вызывались не те люди, другим людям на сцене вручались не те призы, третьим вообще забывали их вручить, и т.д. В закономерном итоге некоторые лауреаты, не обремененные застенчивостью, сами поднимались на сцену и напоминали о себе – а то мало ли, еще забудут короновать.

Реклама

Далее неприятно поразило засилье эстрадной песни самого кустарного пошиба. Уровень мастерства выступавших артистов живо напомнил мне отборочные конкурсы песенного фестиваля "Червона рута" – еще одного выдающегося явления украинской культуры. Особый смех и оживление в зале вызвал совершенно деревянный на сцене и безнадежно безголосый певец, которого ведущие представили как солиста группы "Ва-банк" (???!)

Оказалось, что кроме поощрения писателей и драматургов, "Коронация слова" предусматривает премии поэтам-песенникам. Качество песенной лирики, надо признать, было на уровне исполнения. Вполне приемлемого для конкурса самодеятельности работниц швейной фабрики "Большевичка" – но не для главного литературного конкурса страны.

Введение в конкурс подобной номинации вполне понятно – с пьесами и романами беда: одни и те же произведения получали призы в двух-трех номинациях. Завсегдатаи "Коронации…" удивлялись, почему в этот раз не номинировались нетленные тексты писателя и сценариста Андрей Кокотюхи – говорят, раньше он каждый год получал по нескольку призов. В своем стремлении ввести в конкурс как можно больше номинаций, организаторы дошли до крайней точки абсурда. Например, в этом году премировались романы для детей в возрасте до шести лет. (???!) Приятно, черт побери, жить в стране вундеркиндов! (Если, конечно же, не знать истинного положения вещей.) Но это было еще не самое странное: один из награжденных в этой номинации романов назывался "Сборник сказок".

Реклама

Наконец, неприятно резануло глаз старое доброе украинское кумовство. Представьте себе ситуацию: кинорежиссер Олесь Санин (сведущие люди подсказывают, что он едва не получил за свой единственный фильм "Оскара"), будучи членом жюри, ничтоже сумняшеся поощрил первой премией киносценарий… – вы не ошиблись, Олеся Санина. Присутствовавшие на сцене пожелали Олесю Санину снять по этому сценарию гениальный фильм и получить за него, кто бы сомневался, "Оскар". (Стоит ли говорить, что ни один из киносценариев за десять лет конкурса так и не превратился в фильм.) После этого никто не удивился, что главную премию – за роман, получила девушка-дебютантка. Как она сама призналась со сцены, это был ее первый литературный опыт.

Как остроумно заметил ведущий, раньше писали доносы, теперь пишут романы. На что он намекал, я так и не понял, но доносы, по крайней мере, кто-то читал – и даже делал соответствующие выводы. А вот кто, кроме членов жюри, прочтет тексты, победившие на конкурсе – большой вопрос.

В связи с этим я хотел бы обратиться к господам спонсорам со следующим предложением.

Для начала, вам пора признать, что вы любите не украинскую литературу, а украинскую эстрадную песню – причем самого примитивного свойства. А если бы вы любили литературу, а не эстраду, вы бы не организовывали пафосные и бестолковые конкурсы с песнями и плясками. Вы бы издавали литературный журнал. Можно на самой дешевой бумаге, не это главное. Печатайте в этом журнале, Б-га ради, Кокотюху, печатайте оскароносные сценарии Санина, печатайте стихи и пьесы всех своих родственников, коллег, знакомых и соседей – на здоровье. Но зато любителям украинской литературы будет что ЧИТАТЬ.

Спасибо за внимание.