В Лавре нашли 270 кг денег, а "клад дьявола" зарыли

10 июня 2008, 07:38
Тайны киевских подземных сокровищ.

В музее Михайловского собора можно увидеть найденные украшения. Фото С. Николаева

Хранить деньги в сберегательных кассах, как призывал Жорж Милославский в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", возможно, и надежнее, чем "под матрасом", но, что делать, если банков нет, а обезопасить "нажитое непосильным трудом" очень нужно? С этой проблемой сталкивались наши предки. Поэтому банком для них становилась земля, а кувшин или кусок ткани исполняли роль депозитной ячейки. Деньги и драгоценности прятали на территории всей Руси, но львиная доля кладов приходится на Киев.

Необходимость закапывать ценности возникала в нескольких случаях, например, если человеку нужно было далеко и надолго уехать, а также в случаях военной опасности. Таковой, в частности, было нашествие хана Батыя. В 19 веке во времена строительного бума находки кладов стали настолько частыми, что превратились в своего рода промысел. Итак, какова же история этих кладов?

Реклама

Самый древний и наиболее загадочный клад нашли и... тут же потеряли еще в ХІ веке в Варяжской пещере (в Киево-Печерской лавре). Если верить "Киево-Печерскому патерику", то место тайника указал монаху Федору сам дьявол. Поддавшись искушению, затворник откопал золото и даже собирался бежать с ним, но вовремя одумался и снова спрятал ценности. Встать на путь истинный Федору помог монах Василий. Нечистый же, видя, что план его не удался, рассказал о сказочном богатстве князю Мстиславу Святополковичу. Князь счел, что добро должно принадлежать ему, и велел привести к нему Федора. Начался допрос с пристрастием, но, несмотря на муки, монах клялся, что не помнит, где закопал сокровища. Обоих преподобных отцов — и Федора, и Василия — замучили до смерти, но так и не узнали, где ценности.

Варяжская пещера действительно могла быть чем-то вроде пещеры Аладдина, в ней варяги (купцы, а по совместительству пираты и разбойники) прятали свое добро. Так что не исключено, что злосчастное сокровище действительно спрятано где-то в подземных галереях Варяжской пещеры. Во всяком случае, преподобные Федор и Василий — персонажи вполне реальные — их мощи и сейчас покоятся в Лавре. А клад, возможно, все еще где-то лежит...

Большинство спрятанных в древности ценностей были найдены не в ходе целенаправленных раскопок, а случайно. Полосы газет "Киевлянин", "Киевское слово" и других в позапрошлом веке просто пестрели новостями об открытых кладах: "На окраине Киева, на кладбище Иорданской церкви нашли горшок со 192 серебряными дирхемами, серебряной подвеской и двумя перстнями" (клад попал в Эрмитаж), "В усадьбе г-на Чайковского по улице Рейтарской, во время земляных работ раскопали две большие серебряные чаши и множество золотых и серебряных украшений. На чашах по краям вырезаны слова: "Набивая брюхо, помни о бедняках".

Реклама


Перстенек из прошлого. Женщины свое добро прятали хорошо

"ТЯЖЕЛОВЕСЫ". Некоторые клады потрясали своим богатством. Самый тяжелый обнаружили в 1898 году в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Это была тайная монастырская казна XVII—XVIII веков, настолько тайная, что никто из монахов о ней даже не догадывался. Считалось, что эти деньги братия утаивала сначала от поляков-католиков, а потом от российских царей. Денег в "кубышке" было настолько много, что их решили мерить на вес. Насчитали 6184 золотые монеты общим весом более 26,5 килограмма и 9895 серебряных, весивших более 267 килограммов!

Возле Сенного рынка, на улице Бульварно-Кудрявской (ныне Воровского) во время строительства дома рабочие раскопали большую бронзовую посудину, своими формами напоминавшую ведро. Оно было доверху наполнено мелкими серебряными монетами и более крупными медными. Весило сокровище никак не меньше пуда (16 кг). На каждой монетке было вычеканено лицо и какие-то фигурки. По краям шли четко различимые надписи латинскими буквами, которые никто из нашедших прочесть не смог. Часть монет рабочие тут же продали скупщику на Сенном. А уже у него несколько экземпляров приобрел коллекционер. Так из всего клада уцелело буквально несколько монет. Оказалось, что это были серебряные динарии императоров Марка Аврелия, его сына Коммода, а также монеты их предшественников Адриана и Антонина Пия (II—III вв. нашей эры).

Реклама

В 1851 году солдаты, строившие укрепления в районе Аскольдовой могилы, обнаружили клад арабских монет. "Сейфом" служил глиняный кувшин, он был доверху наполнен золотыми монетами (около 3 тысяч), в довесок были присовокуплены два витых золотых браслета. Солдаты поделили найденное и отправились праздновать событие по трактирам. Спасти часть клада (чуть более 500 монет) удалось киевскому губернатору Ивану Фундуклею. Он часть находки отдал в музей университета святого Владимира, другую часть — в Эрмитаж.

Похожий клад отрыли и во время строительства на Ярославовом валу в 1913-м. Прямо в остатках старинного вала обнаружили 3 тыс. золотых арабских дирхемов и шесть золотых браслетов. Владелец этого сокровища посчитал, что городские укрепления будут надежной защитой для денег. Что ж, он не ошибся, они спокойно пролежали там около семи веков.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ: ЗОЛОТЫЕ ГРИВНЫ — СОБАКАМ. Клады находили и находят на всей территории Киева от Кирилловской церкви до Печерской Лавры. За такое обилие нужно благодарить хана Батыя. Как говорят историки, там, где его не было, не было и кладов. Люди прятали все самое ценное подальше от захватчиков, а потом хозяева ценностей либо погибали, либо теряли место тайника, либо физически достать спрятанное было невозможно (место могло оказаться заваленным обломками здания). Больше всего сокровищ нашли в так называемом "граде князя Владимира", а именно в районе Десятинной церкви. Возле древних фундаментов еще в прошлом-позапрошлом веке было найдено 16 тайников.

Именно тут в 1842 году обнаружили сказочно богатый клад ювелирных украшений с наиболее трагической судьбой. Достался он отставному поручику Анненкову, человеку вздорному и алчному. В Киев он был сослан из родного имения за жестокое отношение к крестьянам. Этот человек прикупил себе усадьбу как раз неподалеку от Десятинной. Земля там была недорогой, поскольку захламлена была обломками древних построек и человеческими костями. Там сложно было что-либо строить. Обнаружив сокровище во время земляных робот, бравый поручик быстро сообразил, какую выгоду можно извлечь из этой непригодной для садоводства земли. Анненковым овладела страсть к обладанию сокровищами. Насколько мог, он препятствовал раскопкам, которые проводились у фундаментов Десятиной. Чтобы окончательно пресечь поползновения к научным исследованиям, Анненков объявил, что собирается восстановить церковь. Но строительство затянулось...

Разумно распорядиться найденным Анненков не смог — он не сохранил коллекцию. Вещи из подземных тайников поместились в два больших мешка. Их Анненков тайно вывез на свой хутор в Полтавской губернии. Золотыми древнерусскими украшениями играли его дети: мелкими изделиями они "засевали" огород, бросали их в колодец, золотые шейные гривны приспосабливали под ошейники для собак.

Но умереть в роскоши Анненкову не довелось. Он быстро все промотал, проигрался в карты и закончил свои дни в долговой тюрьме. Судя по тем вещам, которые попали в руки коллекционерам, этот клад спрятали священники во время осады города. В нем было много драгоценных сосудов и иконок.


Находка для кладоискателя. Во время раскопок и строительства до сих пор выкапывают кувшины с монетами и украшениями

КЛАД ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО МОГ ОТКУПИТЬ УБИЙЦУ. На Подоле, где никогда не было серьезных укреплений, кладов не обнаружено вовсе. Концентрируются тайники уже за оборонными валами, в так называемых городах Владимира и Ярослава. В районе Бабьего Торжка (площадь перед Десятинной церковью) они состояли в основном из ювелирных украшений. А в районе Михайловского монастыря чаще попадались денежные и гривневые клады. Есть мнение, что украшения прятали бояре (их дворы были вокруг Торжка), а вот деньги могли принадлежать купцам, которые искали приюта в Михайловском Златоверхом.

Показательным в этом отношении можно считать клад, найденный археологами в 1997 году, перед восстановлением монастыря. Тогда было найдено 23 гривни так называемого киевского типа. Их общий вес — три с половиной килограмма. Это довольно большая сумма как для времен Киевской Руси. Для сравнения — за убийство на преступника налагался штраф в размере 20 гривен. Увидеть эти монеты можно непосредственно возле того места, где их и нашли — в музее истории Михайловского (он находится в колокольне).

Судьба практических всех кладов одинакова и печальна: нашли, поделили, переплавили и продали (или продали, а уже потом переплавили). В лучшем случае, часть ценностей доставалась истинным ценителям старины, но и они поступали с сокровищами весьма своеобразно. Дело в том, что в прошлые века было нормальной практикой разделить клад на части и передать в разные музеи. Никто не задумывался над тем, что собранный воедино он представлял бы собой гораздо большую ценность, чем распотрошенный.


Чистое злато. Такой котелок запрятали в XII-XIII веках

КЛАДЫ ИСКАЛИ СЕЛАМИ. Целенаправленными поисками кладов киевляне занимались издавна. Сперва делали это по необходимости — нужно же было после осады восстанавливать хозяйство и отыскивать пригодные к употреблению вещи. Не забывал о спрятанных ценностях и литовский гетман Януш Радзивил, отнявший Киев в 1651 году у войск Богдана Хмельницкого и приказавший искать сокровища. Но настоящая волна кладоискательства прокатилась в середине ХІХ века. Она была спровоцирована строительным бумом и частыми находками кладов. Искали не только древнерусское золото, но и сокровища гетмана Ивана Мазепы. Казацкой казны никто так и не нашел, зато повальные поиски золота и разрытия помогли археологу Викентию Хвойке обнаружить стоянку древнего человека на Кирилловских высотах. Иногда поиски сокровищ напоминали эпидемию — целые села бросали свои каждодневные дела и отправлялись рыть землю. Везло далеко не всем, ведь поиск клада — это "рулетка".

Нынче увидеть найденные сокровища можно в Музее сокровищ в Лавре, Михайловском соборе, музее истории Украины и музее археологии.

ЗОЛОТО ПОД ОТЕЛЕМ И СЕРЕБРО ПОД ПОСОЛЬСТВОМ. Один из последних кладов в 2002 году нашли археологи на стройплощадке по улице Большой Житомирской, 2-а (сейчас тут гостиничный комплекс). Обнаружили золотые женские украшения в мешочке, который был спрятан в большом погребе от воинов Батыя. Во время битвы начался пожар, который и похоронил клад под слоем пепла и земли.

Древнерусские клады находят и в наше время. Сокровища попадают в руки археологов, а от них в музеи. Но немалая часть достается и простым строителям. Один из кладов XI века нашли при строительстве метро "Лукьяновская". В тайнике находилось несколько недорогих украшений и 32 арабские монеты. Рабочие отнесли найденное в организацию, которая занимается скупкой драгметаллов. Оттуда клад попал в руки частного коллекционера.

В конце 90-х годов в здании посольства Республики Узбекистан без ведома археологов стали углублять фундамент. Во время работ нескольким рабочим посчастливилось наткнуться на древнерусские серебряные украшения — колты (древнерусское женское украшение XI—XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору) и височные серьги. Один из нашедших обратился к специалисту, научному сотруднику киевского облцентра охраны памятников Александру Сыромятникову. Рабочий предложил ученому купить у него "древнюю брошку" (оказалась колтом XI—XII веков). Выдать весь клад он отказался, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в дело не вмешалось Управление охраны памятников. Пригрозили остановить строительство, если клад не отдадут. Рабочие передали найденные украшения, за что были вознаграждены выпивкой и закуской, а также несколькими монетами XIX века, которые Александр Сыромятников вскоре купил на антикварном рынке.

ЧТО МОЖНО НЕ ОТДАВАТЬ ГОСУДАРСТВУ. Приставить к заветному месту, где был зарыт клад, охрану невозможно. Чтобы обезопасить сокровище, люди прибегали к магии и заговорам. В тайниках иногда находят заговоренные замки или ключи. А дабы нашедший несколько раз подумал, прежде чем присваивать себе чужое добро, в яму клали топор или его миниатюрную копию. Это было своего рода предупреждение о том, что на сокровище наложено заклятие и находчика постигнет кара — в лучшем случае он лишится "дармового благосостояния", в худшем — заболеет или умрет.

Когда-то государство вознаграждало нашедшего сокровище 25% его стоимости. Сейчас цифру уменьшили от 1 до 20%, в зависимости от ценности клада. Сумму выплаты определяют не историки-археологи, а... налоговая инспекция. Если сокровище признают памяткой культуры и истории (древние клады), его нужно обязательно отдать государству — клад считается госимуществом. Если же кто-то в огороде или подвале случайно найдет чью-то "заначку" в современных деньгах или украшениях, то по закону, может оставить себе. Если современный клад искали целенаправленно на чужой территории, то он по праву принадлежит хозяину земли или здания.