В погоне за "шарой": на что идут киевляне ради подарков и скидок

29 сентября 2015, 07:03
Ради бесплатного бензина народ разделся, а в скидочный день поломали турникеты в магазине

За бензином. В купальниках пришли не только девушки, но и мужчины. Фото: www.facebook.com

За последнее время в Киеве прошло сразу несколько необычных акций. Оказывается, ради подарков и скидок люди готовы на многое: и стоять часами в очередях, и штурмом брать магазины, и даже раздеваются. Психологи: так ведут себя не только украинцы

В КУПАЛЬНИКАХ. В выходные интернет взорвали фото полуобнаженных водителей, которые разделись на заправке ради… бесплатного бензина. История началась с того, что одна из сетей АЗС в связи в открытием новой заправки объявила необычную акцию. Условия участия были такими: "Приедь в купальнике, сфотографируйся с топливным пистолетом и получи бесплатно полный бак горючего".

Реклама

Желающих поучаствовать нашлось немало. К тому же возможность заправиться бесплатно привлекла не только девушек, но и мужчин. Последние — поскольку условия акции были одинаковыми для всех — также нарядились в купальные костюмы.

А вот мнения наблюдателей о происходящем разделились. Одни уверяют, что это было весело и людям дали хорошую возможность подурачиться. Другие посчитали, что это все-таки унизительно. "Никакого уважения к себе. Выставить себя на посмешище ради нескольких литров бензина", — возмущались киевляне в соцсетях.

Кстати, ход с раздеванием не новый. В 2013 году один из торговых центров проводил акцию "Голый шопинг: приди раздетым — уйди одетым". Тогда на акцию также "клюнуло" много любителей "шары", люди прибыли в магазин за скидками в трусах и купальниках, несмотря на дождь и холодную погоду. Мало того, товара на всех не хватило. К счастью, на бензиновой акции с погодой участникам повезло.

Реклама

РАДИ КОПЕЕК. А всего неделю назад жителей столицы охватило другое безумие. Одна из торговых сетей в честь своего дня рождения анонсировала скидки на продукцию, и народ тут же бросился в супермаркеты, чтобы накупить всего и побольше.

Огромные хвосты очередей виднелись далеко за пределами магазинов, в торговых залах толпились и толкались, а в одном из супермаркетов в Голосеево даже сломали турникет на входе. При этом, как было справедливо замечено, скидки на некоторые продукты во время акции оказались просто мизерными. Например, гречка в этот день "подешевела" всего на 10 копеек, а были и такие товары, которые уценили на 1 копейку.

Доктор психологических наук, завлабораторией психологии малых групп и межгрупповых отношений Института социальной и политической психологии НАПН Украины Павел Горностай считает, что тяга к дешевому сформировалась у нас еще с советских времен.

Реклама

"Я думаю, есть целый ряд причин, объясняющих такое поведение. Одна из них – воспитанная еще с советских времен. Отчасти она приобретает форму психологии иждивенчества, когда человек не зарабатывает, а получает зарплату. Плюс свою роль играет психология бедности. Вследствие этих факторов выработалось такое мышление, что нужно или можно с помощью экономии, с помощью акций, скидок иметь какие-то выгодные для себя решения. Все помнят поговорки "скупой платит дважды" или "бесплатный сыр – только в мышеловке". С одной стороны их все понимают, но с другой всегда на это ловятся. А в обществе есть много дельцов, которые пользуются этой психологией, чтобы что-то навязать людям", – говорит он.

В США — очереди  и аресты

"Такой "день скидок" реальный показатель бедности населения, если люди из-за экономии 200 грн готовы сутки простоять", — отмечают на форумах киевляне.

Психолог Юрий Садовский считает, что не всегда экономический фактор влияет на поведение людей в таких случаях. "Люди всегда хотят получить какой-то бонус, и иногда готовы ради него на очень многое. Это не только наш менталитет, это менталитет избалованного урбанистического сознания, которое потеряло ориентиры. Люди часто попадаются на удочку какой-то выгоды и ради нее потеряли способность понимать, какую цену можно платить, а какую нельзя. Экономические факторы и наша национальная особенность, думаю, здесь роли не играют. Вспомните ту же "Черную пятницу" в США и Европе (ежегодный предрождественский период распродаж. — Авт.), во время которой также возникают очереди, давки и даже драки", — объясняет Садовский.

Кстати, за рубежем скидочные акции нередко заканчиваются даже арестами.