В воскресенье в Киеве почтят погибших во время Куреневской трагедии

11 марта 2016, 19:23
Основной удар рукотворной стихии пришелся на трамвайный парк им. Красина

Так расчищали завалы после потопа / Фото: Григорий Салай

13 марта в Киеве минутой молчания почтят погибших 55 лет назад во время Куреневской трагедии.

Как напоминает пресс-служба КГГА, ежегодно 13 марта на площадку у проходной Подольского трамвайного депо на 11:00 приходят ветераны-транспортники, очевидцы "Куреневского потопа", родственники безвинно погибших, работники КП "Киевпастранс" и общественные деятели, чтобы почтить минутой молчания память погибших во время Куреневской трагедии. В этом году ей исполняется 55 лет.

Реклама

Как напоминает коммунальное предприятие "Киевпастранс", в начале 50-х в связи с застройкой Сырецкого жилищного массива в Киеве нужно было увеличить производство кирпича на Петровских кирпичных заводах, которые функционировали тогда в районе нынешнего Куреневского троллейбусного депо (ул. Сырецкая, 25). Чтобы уменьшить расходы на вывоз грунта, было предложено разжижать его водой. Эту массу трубами перекачивать в Бабий Яр. Таким образом можно было решить две проблемы: действительно уменьшить затраты на транспортировку грунта и одновременно замыть овраг, на месте которого планировалось создать парк культуры и отдыха.

Замыв Бабьего Яра начался с 1954 года. С 1954 по февраль 1961 года включительно в Яр было перекачано более 3341370 кубических метров разреженной массы. В процессе выполнения работ грубо нарушались рекомендации проектировщиков. Например, уровень искусственного водоема в Бабьем Яру согласно проекту должен поддерживаться на отметке 118-120 м, фактически же его поднимали до 150-160 метров.

Вследствие допущенных нарушений, в искусственном водоеме Бабьего Яра воды собралось вдвое больше проектной нормы. Плотина № 4 (по нынешним признакам она была сооружена между территорией больницы им. Павлова и ул. Елены Телиги) начала размываться и, послабившись, внезапно разрушилась. Это произошло утром 13 марта 1961 примерно в 9:20. Вал жидкой земляной массы высотой 8-10 метров с грохотом и ревом ринулся в сторону улицы Фрунзе, снося все, что попадалось на его пути: деревья, здания, сооружения, транспортные средства, людей.

Реклама

Основной удар рукотворной стихии пришелся на трамвайный парк им. Красина (ныне Подольское трамвайное депо). Территория трамвайного парка превратилась в сплошное озеро. Невинно погибли 50 электротранспортников, а 48 семей (147 человек), проживающих в общежитии, остались без крыши над головой.

При советской власти эта печальная дата была под запретом. Впервые электротранспортники открыто почтили жертв катастрофы 1991 года. А через три года здесь был открыт Памятный знак, на потолке которого высечены фамилии всех погибших