Ворота Киева: прошлое и настоящее

19 января 2010, 07:15
Как Шаляпин вокзальных зазывал слушал, а кассиры теперь помогают любовь искать.

2010-й. Через вокзал ежедневно проходит около 30 тыс. человек

На днях Киевскому вокзалу исполнится 140 лет. В начале февраля 1870 года на нынешней Привокзальной площади построили огромное, по тем меркам, каменное здание в стиле старой английской готики, которое по виду напоминало крепость. Как рассказывают киевоведы, вокзал в Киеве решили возвести, чтобы связать его с Курском и Одессой — тогда в царской России шло активное строительство железнодорожного сообщения.

ЗАЗЫВАЛЫ И ЦАРСКИЕ ПОКОИ. Первый поезд отправился также в начале февраля. Как рассказывает киевовед Михаил Кальницкий, изначально через Киев ходили семь поездов с вагонами трех классов со скоростью 20 км/час. За первые полгода работы вокзал принял 25 тысяч пассажиров, или около 140 человек в день.

Реклама

Дикторы появились только в советское время. А в те годы вместо них работали зазывалы. "Были люди, которые кричали название поезда. Поездов тогда было меньше, чем сейчас, и было известно, что за состав стоит на платформе. Кроме того, существовала система звонков. Первый звонок, второй звонок. А после третьего поезд отбывал", — рассказывает Кальницкий.

Несмотря на примитивность тогдашнего вокзала, через него прошло немало известных людей. В их числе — Федор Шаляпин, который впервые приехал в Киев в 1897 году. Также бывала на вокзале французская актриса Сара Бернар. Ну и, конечно же, не обошлось без русских императоров, начиная с Александра II и заканчивая Николаем. Для них в помещении вокзала даже была оборудована специальная комната с мягкими креслами, где они могли под охраной и вдалеке от любопытных глаз ожидать поезда.


1870-й. Вокзал построили в английском стиле, и он напоминал крепость

Реклама

НОВАЯ ЖИЗНЬ. В начале прошлого века вокзал решили реконструировать. Там, где сейчас конечная скоростного трамвая, на Старовокзальной, построили временное здание для пассажиров — деревянное одноэтажное строение. Там не было никакой инфраструктуры, разве что небольшой зал для пассажиров с деревянными лавками. Оно было рассчитано на три года, но прослужило четверть века.

К строительству нового вокзала приступили лишь в 1927 году. До этого немало архитекторов предлагали свои проекты "главных ворот" города. Были даже почти космические — с невообразимыми куполами, башенками. Но в итоге решили остановиться на проекте Александра Вербицкого и Павла Алешина, который и остался до нынешних времен.

Такого размаха строительства тогдашний Киев еще не видел. Только в течение двух лет шли подготовительные работы: укрепляли грунт, расширяли площадь, ведь, по планам, новый вокзал должен был принять в день до 40 тыс. пассажиров. А потратили на вокзал аж 13 млн. советских рублей!

Реклама


1960-е. Привокзальная площадь была почти пустой, а пассажиры выстраивались в очередь к таксистам

ЛАПША. Впрочем, проработал вокзал недолго. Во время Второй мировой войны он был разрушен. Для разбора завалов немцы использовали добровольцев из местных жителей. Им светил "бонус" — тех, кто разбирал вокзал, кормили. Как рассказал нам Александр Лашук, чья мама Клавдия Алексеевна в 14 лет работала на разборе разрушенных помещений вокзала, над трудягами ужасно издевались. "Был один немец высокий, так он бил работников шомполом. Ему казалось, что они мало работают. А другой был добрый. Подкармливал девочек — спускал в котелке куриный суп с лапшой, леденцами угощал", — рассказывает Лашук.

Восстановили здание через четыре года после окончания войны. Затем, вокзал слегка обновили к Олимпиаде-80, ну а к 2001 году он был реконструирован и дополнен Южным терминалом.

2000-Е: НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ, ЛЕПНИНА И ЗОЛОТО

Решение о том, чтобы помещения вокзала приобрели нынешний облик, было принято на общем заседании коллегии Минтранса и КГГА в феврале 2000 года. По проекту, который осуществился в рекордные сроки, было запланировано строительство нового терминала — Южного вокзала, церкви, реконструкция Центрального и пригородного вокзалов.

Летом 2002 года проект был закончен. В реконструкцию, по данным "Укрзализныци", было вложено 500 миллионов гривен. Правда, железнодорожники между собой до сих пор говорят, что необходимости в глобальной перестройке не было. Мол, даже крыша, которую полностью перекрывали, была абсолютно целой и пригодной для эксплуатации.

Но облик вокзала изменился кардинально. Залы стали более просторными и помпезными за счет сноса некоторых стен, появилась лепнина и позолота. Но самое главное, по задумке инициатора реконструкции — тогдашнего министра транспорта Георгия Кирпы, основная цель была ввести услуги, о которых раньше и не слышали. Столичный вокзал хотели поднять до международных стандартов, сделав его не только местом, которое нужно быстро пересечь при поездке, а комфортным для временного пребывания — появились сервисные центры, комфортные душевые, банкетные и конференц-залы.

ДЕЛЕЖ ТЕРРИТОРИИ И ДУШ ЗА 80 ГРН.


Главный зал. В нем сейчас почему-то отсутствуют часы, что порядком нервирует пассажиров

Когда хотят отозваться неодобрительно о чьем-то жилье, говорят, живут, как на вокзале. О нынешнем киевском вокзале так не скажешь. Прежних толп, грязи и шума сейчас здесь нет. В залах ожидания значительную часть площадей заняли арендаторы, за ценами которых не следят. Например, пресса стоит в 1,5—2 раза дороже, чем в киосках в городе.

"УСТАВШАЯ" КОЛБАСА. Наскоро перекусить в буфете дешево не получится. Кофе — от 4 грн., а самый дешевый бутерброд стоит 6,5 грн. Правда, вид у него, как у булгаковской "осетрины второй свежести". Спрашиваю у продавца, когда резали колбасу. "Откуда я знаю, я ж не повар. Мне принесли, я продаю. Не хотите, не берите", — без эмоций сказала женщина. "А документы на товар показать можете?" — не унималась я. "Да какие документы. Некогда мне!" — грубо ответила продавец.

Любопытно, что такой же бутерброд с "уставшей" колбасой я обнаружила и в зале повышенной комфортности, но уже за 10,5 грн. Чтобы попасть в этот зал, нужно заплатить 30 грн. на входе, за что вам выдадут чек. Народ дополнительные траты не останавливают. Пассажиров в зале вчера было достаточно много. В "комфорт" входят телевизор, мягкие диваны плюс бутерброды с икрой и красной рыбой в дополнение к колбасным.

В сервис-центре, пребывание в котором стоит 40 грн. в час, можно принять душ. Правда, за это нужно будет доплатить еще 40 гривен, но в стоимость войдет полотенце и мыло. Здесь есть интернет, факс, сканер, можно получить информацию о расписании самолетов в "Борисполе" или "Жулянах". В 2002 г. ЮЗЖД планировала ввести на вокзале прокат мобильных телефонов и автомобилей под залог. Но, увы, никто из предпринимателей на это не решился.

Удивительно, туалет на вокзале — без ужасных миазмов, с которыми всегда ассоциировалась "железка". На подоконниках — цветы, кабины чистые, убирают их постоянно. Только вот стоит это удовольствие недешево — 2,5 грн. Находчивые предприниматели прямо в объявлении объясняют высокий уровень цен: "В связи с распоряжением КГГА от 27.11.2008 г. о повышении тарифов в пять раз плата за туалет увеличена". Но никто не возмущается.

ТАКСИ. Местные таксисты строго поделили территорию. "Остановишься не на своем месте, чуть ближе к входу, например — могут и машину побить, и тебя избить", — рассказывает таксист Александр. Понятное дело, тот, кто ближе к вокзалу, у того доходы побольше. У выхода мне предложили доехать на Русановку за 80 грн., а в самом конце Привокзальной — уже за 40 грн. "Просто если стоять возле вокзала, сразу видно не местных. Их можно надуть, — секретничает один из таксистов. — Один раз женщина попросила довезти ее до улицы Коминтерна, а тут же и километра не будет. Я оценил: вижу, что явно в городе не ориентируется. Сказал: 50 грн. Расплатилась не моргнув глазом".

Еще одна статья доходов для желающих поживиться за счет пассажиров — перевозка чемоданов. Как рассказала замначальника вокзала Светлана Мольченко, у них фиксированная такса и деньги, полученные от пассажиров, они должны сдавать в кассу. Правда, мы убедились, что это не так. Грузчик, который назвался Виктором, с ходу сбросил цену со 120 гривен за 8 сумок до сотни. А еще один сотрудник, который ходил за мной по пятам, сделал еще одно выгодное предложение: 90. "Надо же как-то зарабатывать", — сказал он, опустив глаза.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ — ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

До реконструкции вокзал "Киев-пассажирский" перевозил, по данным замначальника вокзала Светланы Мольченко, около 8 млн. пассажиров в год. Это данные за 2000 год. В 2005 году пассажиропоток составил уже около 12 млн. человек за год, а в прошлом году из-за кризиса снизился до 11 млн. 350 тыс.

Самыми популярными направлениями, по словам Мольченко, как и в советские времена, остаются Симферополь, Донецк, Львов и Москва. По ее словам, рейсы в Варшаву, Берлин, Прагу, Будапешт, Софию, прицепные вагоны до Белграда, Бухареста, Вены, которые также существуют с советских времен, не пользуются большим спросом, как и рейсы в Астану и Владивосток.

К Евро-2012 сам вокзал менять не будут. В планах — лишь реконструировать Привокзальную площадь, вернее, ее окрестности. Здесь хотят возвести крупный торгово-развлекательный центр и проложить Железнодорожное шоссе — 6-полосную автомагистраль, которая свяжет мост Кирпы с проспектом Победы. Саму площадь хотят сделать полностью пешеходной — машины "спрятать" в огромные подземные паркинги. Но, скорее всего, к чемпионату эти планы не воплотят в жизнь.

КАК ВОКЗАЛ ПОМОГАЕТ ЛЮБОВЬ ОТЫСКАТЬ


Светлана Редчиц. Говорит, что ее счастливый билет создал семью

Работники вокзала могут вспомнить массу курьезных случаев, которые происходили с пассажирами за их годы работы. Например, Светлана Редчиц, которая трудится здесь кассиром уже 36 лет, говорит, что благодаря ей встретились подруги. "Они не виделись более 20 лет. Обе стояли в очереди за билетами и не обращали друг на друга внимания, пока не начали спорить, кто из них первый. Перебранка начала переходить в драку и внезапно оборвалась, когда одна из женщин воскликнула: "Валя, это ты?!"

Но это еще что... Билеты на поезд помогают найти судьбу! Как вспоминает Редчиц, мужчина попросил переделать ему билет на Москву с купейного на СВ. Через полгода он пришел к Светлане, держа в одной руке букет роз, а другой нежно обнимая миловидную женщину. "Эти цветы вам, летом вы продали мне счастливый билет, ведь я познакомился с женой", — сказал он.

А Валентина Васильева, также кассир, сама чуть не вышла замуж благодаря вокзалу. "Четыре года назад сижу, продаю билеты. Объявляют посадку на поезд "Киев — Луганск". Это дефицитный состав, на который билеты быстро разбирают. И вот подбегает мужчина: "Мне на двадцатый поезд, — говорит, — 6-й вагон, 5-е место". Мы все переглянулись, поскольку знаем, что обычно в это время на этот состав билетов уже давно нет. А тут еще конкретный вагон и место. Но все равно начинаю набирать запрос. "Если вы мне сейчас дадите билет на этот поезд, — не унимается мужчина, — я на вас женюсь!" И что вы думаете: вижу место, причем в пятом вагоне! Обменялись телефонами, однако продолжения не последовало".

ГОЛОС ВОКЗАЛА. Нина Тарасенко и Лидия Ступак — голоса вокзала. Правда, работают они по записи, а вживую их можно услышать лишь в случае нестандартного объявления. А с такими просьбами к ним обращаются частенько. "Постоянно просят то признание в любви объявить, то поздравить с днем рождения, но мы, естественно, отказываем", — признается Лидия Ступак. Месяца два назад, правда, интуиция подсказала Лидии, что объявление дать нужно. В тот день дежурный оператор сообщил ей: "Подошла женщина со словами, что нашла детские ботиночки. Наверное, их кто-то потерял. Она оставила ботиночки здесь". Лидия, под свою ответственность объявила об этом, и буквально через 10 минут тот же дежурный сказал ей, что мама девочки-инвалида им очень благодарна за это сообщение. Ботиночки выпали из коляски ее дочки. "Тогда как раз наступили первые холода, я очень рада, что послушала внутренний голос".

НОСИЛЬЩИКИ ЗВЕЗД. Носильщики, пожалуй, самые активные люди из всего вокзального персонала. И чаще, чем другие, они общаются со знаменитостями. Владимир Богданов помогает пассажирам с их багажом уже более 20 лет. Отвечая на вопрос, чью поклажу из знаменитостей возил, начинает перечислять фамилии: Кричевский, Дибров, Волочкова, Билоножко, Попович... Но пообщаться с ними у носильщика не получилось. Звезды всегда прибегают за 2 минуты до отхода поезда и очень нервничают, пока мы несемся с тележкой по перрону". А вообще, по его наблюдениям, пассажиры — народ весьма рассеянный. "Вот недавно одна женщина ехала в Берлин, так ее на таможне вернули, потому что паспорт оставила дома. А одна девушка забыла, куда едет: сказала мне, что в Одессу, а потом выяснилось, что в Симферополь", — удивляется он.

ЗВЕЗДЫ НА ВОКЗАЛЕ

Больше всего воспоминаний у сотрудников вокзала о звездах. Самый интересный случай произошел еще при Союзе. Однажды приехала группа артистов, среди которых был Лев Лещенко. По каким-то причинам они не смогли улететь в Ленинград и всей гурьбой приехали на вокзал. Пока руководство договаривалось об отеле, Лев напевал кассиру Светлане Редчец свои песни. Встречались здесь и с украинскими знаменитостями. "Сижу как-то в кассе для инвалидов, и тут подходит певец Иван Попович. "А вот скажите, — говорит, — вы "инвалидов сцены" обслуживаете?" Обслужили "инвалида": заказ был обычный — Иван ехал домой на Западную Украину", — смеются кассиры.

Ирина Касьянова, Евгений Москаленко, Владимир Овсиенко