По опросам самых разных социологических компаний, его рейтинг -- под 30%, и сейчас вопрос стоит уже так: удастся ли Кличко победить в первом туре, или в Киеве пройдет второй тур выборов? Но и в таком случае Кличко уверенно побеждает своих конкурентов – Александра Омельченко, Борислава Берзу – почти с двойным отрывом. Выход других кандидатов во второй тур представляется маловероятным.
Впрочем, финальная точка будет поставлена 25 октября или немного позже. А пока есть возможность подумать над тем, как проходила избирательная кампания, с какими предложениями вышли основные претенденты на пост киевского мэра к людям и почему одни из них нашли отклик у избирателей, а другие – нет.
Часть кандидатов, в частности лидер "Руха за реформи Сергей Думчев, построили свою кампанию на критике городской власти. В избирательную кампанию с его стороны были вложены, судя по обилию рекламы, огромные деньги, происхождение которых неизвестно. А связи господина Думчева с представителями прошлой властной элиты – он балотировался в парламент от "Сильной Украины" Тигипко, и это только верхушка айсберга, – дают широкое поле для интерпретаций. На днях он подтвердил, что является кумом бывшего генпрокурора Яремы.
Как показывает практика, критикой можно достичь лишь промежуточного результата, а не окончательного успеха. Поскольку, критикуя, нужно предлагать альтернативу, а с этим у него явно не сложилось.
К тому же, радикализм, как известно, имеет очень органиченный электоральный ресурс. И это касается еще одного кандидата в мэры -- Борислава Березы. Как и в случае с Думчевым, существует множество вопросов относительно его не вполне прозрачного прошлого. Можно с уверенностью сказать лишь, что от своего недавнего сотрудничества с "Правым сектором", пресс-секретарем которого он был, господин Береза сохранил склонность к решению проблем крайними методами и даже некоторую непредсказуемость.
И, опять же, совершенно непонятно для широкой публики происхождение средств, на которые он вел свою очень массированную избирательную кампанию.
Восставший из политического небытия Александр Омельченко апеллирует к прошлому и к той относительной социально-политической стабильности, которая была во время его правлением городом. И которая, естественно, была, возможно, не столько его заслугой, сколько следствием общей ситуации в стране. На сегодняшний день положение намного более динамичное и требует быстроты принятия решений в кризисных условиях. К тому же – возраст. Как ни подходи к этому вопросу, но это имеет значение, особенно в свете возросшей социальной и политической активности представителей среднего класса и молодого поколения.
Потенциально к среднему классу мог бы апеллировать выдвиженец "Самопомощи" ресторатор Сергей Гусовский. Но в данном случае мы имеем дело скорее не с его личной кампанией, а с брендом политической силы, представленной на местных выборах. Как личность, от которой зависит очень много в вопросах городского менеджмента, Гусовский совершенно потерялся за названием своей партии.
То же, но по другим причинам, касается и представителя "Батьківщини" Владимира Бондаренко. Известный в Киеве политик, неоднократно избиравшийся в Верховную Раду по одному из округов, Бондаренко не так заметен на фоне своих конкурентов. Видимо, борьба за пост городского головы столицы на данном этапе не входит в число приоритетов партии, к которой он принадлежит. А лозунги, которые они используют, связанные с внедрением контрактной армии, вряд ли имеют отношение к местным выборам.
Что же касается Кличко, то за полтора года своего руководства Киевом он, по замечанию политолога Владимира Фесенко, не допустил явных провалов, но и не достиг особых результатов. Но со второй частью этого высказывания можно поспорить. Ведь только уровень доверия киевлян определяет, насколько результативной была работа городского головы.
Главное достижение Кличко, если это слово в данном случае уместно, -- сохранение социальной стабильности в условиях войны и экономического кризиса. Он принял ряд оперативных решений, в результате которых в Киеве появилась сеть продажи недорогого социального хлеба, а коммунальные аптеки отпускали лекарства по специальным низким ценам.
Еще одна составляющая его потенциального успеха – открытость: Кличко бывает на самых разных объектах в Киеве, во дворах, общается с людьми, тут же может связаться по телефону с любым чиновником, чтобы решить ту или иную проблему. Ничего подобного в Киеве до этого не было. То есть Кличко, несмотря на свой международный статус, остается простым и доступным человеком, а это, знаете ли, по-европейски.
К тому же, в его пользу и то, что за прошедшее время он набрался опыта, и ему, в отличие от других кандидатов, за исключением, может бать, Омельченко, не нужно время для того, чтобы войти в курс дел и наладить работу.
Стоит добавить и то, что Кличко привлек к работе в городской администрации ряд опытных менеджеров с бизнесовым прошлым, которые активно внедряют изменения, связанные с электронным управлением городом, оптимизацией числа чиновников, а вследствие этого -- прозрачность работы власти и вполне конкретные результаты борьбы с коррупцией.
Словом, победа Кличко на выборах утвердит его имидж как эфективного городского управленца и даст возможность закончить начатые проекты.
Эксперт: "Кличко и Омельченко лидируют потому, что избрали правильную стратегию"
Более 80% кандидатов на местных выборах баллотируются без избирательных программ, а их кампании строятся в бессодержательной плоскости, и такая же тенденция наблюдается и в Киеве. Об этом заявил директор всеукраинской общественной организации "Комитет избирателей Украины" Алексей Кошель.
"Избирателям обещают откровенно странные вещи вроде "строительства контрактной армии" или "понижение тарифов", хотя ни то, ни другое не относится к компетенции местных властей. Поэтому закономерно, что на этих выборах более высокие шансы у кандидатов, которые предлагают конкретные идеи и программы с максимально реалистичными сроками выполнения", – заявил Алексей Кошель.
Эксперт также отметил, что нынешний и бывший мэры в своих кампаниях делают основной акцент на уже совершенных делах, а не обещаниями что-либо сделать.
"Избирательная кампания Кличко базируется на работе местной власти по открытию скверов, реставрации кинотеатра "Жовтень" и Почтовой площади, а также ремонту дорог. То есть фактически предлагает избирателю подвести определенный итог его работы как мэра. В свою очередь Александр Омельченко напоминает избирателям о периоде подъема и развития Киева",- добавил эксперт.
Кроме того, Кошель отметил, что основных кандидатов на кресло столичного головы можно условно поделить на три группы.
"Первая группа – это Кличко и Омельченко. Они работают в категориях реальных дел, тех, которые они делали. Вторая группа политиков – это те, кто рассматривает предвыборную кампанию за кресло мэра еще и как возможность прорекламировать свою политсилу. Корбан от "Укропа" и Гусовский от "Самопомощи" работают также и в расчете на будущий рейтинг своих партий, в том числе и на будущих парламентских выборах", – заявил он.
Эксперт подчеркнул, что для них важны и определенные репутационные достижения, наращивание узнаваемости и получение достижений для своих политсил. В третью группу, по словам Кошеля, входят новые политики, которые в ускоренном темпе пытаются построить свою предвыборную кампанию.
"Таких примеров много. В частности, команда Березы ведет чисто мажоритарную кампанию, а его политическая партия упоминается лишь косвенно. И в этом серьезная слабость кандидата, потому что избирателю предлагается только отдельное лицо, а не команда людей, способных работать в местной власти. Впрочем, больше всего вопросов у избирателей возникает к партии "Рух за реформы", которая озадачила киевлян приматами на бордах, малосодержательными лозунгами и перенасыщением рекламы этой политсилы. Поэтому естественно, что на фоне такой непонятной и некачественной кампании в более выигрышной ситуации будут Кличко и Омельченко, которые ведут кампании с акцентами на результаты своей работы", – резюмировал Алексей Кошель.