Приказом министра культуры исполняющим обязанности художественного руководителя Театра им. Ивана Франко вместо покойного Богдана Ступки был назначен Станислав Моисеев. До этого он работал худруком "Молодого театра". Мы дозвонились до Станислава Анатольевича и задали ему несколько вопросов.
— Говорят, что Богдан Ступка оставил "заповит", где указал вас преемником. Это так? И почему, как вы думаете, выбор пал на вас?
— Мы давно были знакомы с Богданом Ступкой, часто говорили с ним о проблеме украинского театра. Предложение возглавить театр после его ухода он мне сделал давно — сразу после операции в Германии он пригласил меня к себе в Конча-Заспу и задал этот вопрос. Я отказался, на то были свои причины. На этот раз мне сложно было ему отказать. Он позвал меня за три дня до смерти в Феофанию, ему уже было трудно говорить, он только спросил: "Так да или нет?". Я сказал: "Да". Для меня это трудное решение, у меня успешный театр, который знают и за рубежом, там работают мои любимые актеры.
— Какие перемены ждут франковцев?
— О переменах говорить трудно, потому что для меня самого все произошло неожиданно. Еще не было обстоятельного разговора с министром и с генеральным директором театра. Я знаю одно: надо создавать новое лицо театра и строить то, что начал еще Сергей Данченко (худрук театра до Ступки. — Авт.) и что не удалось Ступке. Новую концепцию я вам не раскрою, мне нужно время для анализа. Но точно скажу: это будет европейский театр, а труппа перейдет на контракт. Это нужно сделать, иначе мы будем продолжать вариться в собственном соку. Я как руководитель тоже буду на контракте, передо мной поставят условия, которые я должен выполнить. Поэтому мне надо собрать вокруг себя людей, которые будут выполнять эту программу.
— Спектакли из "Молодого" перенесете на сцену Франко?
— Нет, ну разве что один. Для Франко надо делать другие, новые спектакли, а в "Молодом" нужно поддерживать тот репертуар, что есть. Но я бросать свой театр не собираюсь, буду их поддерживать.
— Пригласите актеров из "Молодого театра"? А кого-то уволите?
— Возможно, приглашу, но пока называть фамилии актеров рано, это накладывает обязательства. Их не много, но кандидаты есть. Работа с труппой должна быть точной и внятной, поэтому нужно привлекать свежих людей. Нужно пересмотреть труппу Театра Франко, она очень большая, и надо решить, насколько оправдано присутствие тех или иных актеров. Мое назначение стало неожиданностью для многих, и в труппе будут реагировать по-разному, далеко не всем это понравится. Потому что меня знают как реформатора.
"НЕ ЛЮБИТ ПОДЛИЗ И УМЕЕТ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО"
В труппах двух театров — им. Франко и в "Молодом" — переполох. Одни опасаются увольнений, другие сожалеют об уходе талантливого режиссера. Третьи недовольны тем, как было принято решение о назначении — мол, с актерами никто не посоветовался.
До назначения обсуждались разные кандидатуры — среди них Богдан Бенюк, Анатолий Хостикоев, Ирина Дорошенко. "Я думаю, что Ступка принял единственно правильное решение, Стас Моисеев — настоящий режиссер. Я вовсе не в обиде", — говорит Богдан Бенюк. Правда, идея нового руководителя ввести для актеров контракты вызывает у Бенюка сомнение. "В нашей стране это невозможно. Мы превратимся в рабов. Потому что контракт должен дать гарантию, что по его окончании мы не окажемся на улице и у нас будут средства на жизнь. А у нас нет фондов, а зарплаты маленькие. Например, в Национальном театре Франко у народного артиста со всеми выплатами и званиями это 11 тысяч гривен. А в муниципальном у него же будет втрое меньше. Я уже не говорю о начинающих артистах", — считает Бенюк. Зато актриса "Молодого" Тамара Яценко поддерживает идею контракта: "Ведь иногда актеры по три года на сцену не выходят, а зарплату получают. Хотя, конечно, они могут возразить: давайте роли — мы выйдем. Но вопрос востребованности и таланта — вечная тема".
Актеры говорят, что отношение к Моисееву в "Молодом" разное. "Станислав Анатольевич — хороший режиссер, думающий, изобретающий, экспериментатор. Я считаю, что Театр Франко выиграет с его приходом. А главное, он очень достойный и порядочный человек. Он терпеть не может подлиз", — говорит Яценко. Ее коллеги говорят, что Моисеев на дух не переносит бездарей и лентяев, но при этом за все время он уволил лишь одного актера — он был вечно пьян, даже на сцене. "До Моисеева у "Молодого" были проблемы. А он пришел и стал ставить "Гамлета", классику, сразу все наладилось. Хотя с виду он мягкий человек, но это обманчиво — он знает, чего хочет и умеет этого добиться", — говорит актер Роман Равицкий.
Но есть и те, кто его недолюбливают. "Его за глаза называют Мося — от фамилии. Есть спектакли, которые были визитной карточкой театра, и он обещал их восстановить, а я бы там играл роль. Но, увы, этого так и не произошло. Надеюсь,что с уходом Моисеева их восстановят", — рассказал нам один из актеров. Даже мнения о его известном и провокационном спектакле "Хоровод любви" разделились, несмотря на три награды. Одни актеры восхищаются и говорят, что получилось очень талантливо и смешно. Другие называют его неприкрытым натурализмом, мол, на сцене чуть ли не имитируют половой акт, даже в фойе во время антракта неудобно выходить.
ЛОМАЛ СТЕРЕОТИПЫ
Имя: Станислав Моисеев
Родился: 21.03.1959 в Харькове
Станислав Моисеев 15 лет возглавлял киевский "Молодой театр". До этого работал в Сумах, Ужгороде. Один из самых известных его спектаклей "Лев и Львица" о жизни Льва Толстого, в котором играл Богдан Ступка. Спектакль в 2001 г. получил две "Киевские Пекторали", а в 2007-м был поставлен на сцене "Франко". Также называют скандальными и сломавшими стереотипы его весьма авангардные и откровенные работы "Хоровод любви", "Дядя Ваня", "Четвертая сестра" и "РеХуВиЛий-ЗоРа".
- Читайте по теме Богдан Ступка, будучи больным и передвигаясь с трудом, надевал в театр фрак и бабочку
- Фоторепортаж Творчество Богдана Ступки