Директор "Института города": Не решив проблему власти, мы не решим ни одной проблемы

24 мая 2013, 09:00

Александр Сергиенко назвал 5 основных проблем Киева

Мв встретились с директором аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александром Сергиенко и расспросили его о том, какие проблемы существуют в столице и как их решать, а также о  том, какие изменения произошли в Киеве с 90-х годов.

Реклама

Александр Иванович, как вы считаете, что изменилось в Киеве со времен СССР?

В социальном плане поменялось очень многое. Во-первых – люди стали вести себя более раскованно, я бы сказал, более толерантно, нет уже этих "косых" взглядов, которые были присущи советской власти. Когда чуть что было не так – сразу брови насупят и чуть ли не в органы забирают. Поэтому атмосфера свободы у нас в Киеве расширилась со времен советской власти. Раньше, в 90-х годах даже продавать газеты на Майдане было проблематично. Сейчас, если рассказать подобное, то никто не поверит, что такое возможно.

В материального плане, перемены просто разительные. Увеличилось количество машин, появился Интернет. В 90-х годах компьютеры были достоянием, они только начинали появляться. Это был аналог печатной машинки, которую выдавали секретаршам, чтобы было удобно работать. А сейчас компьютер – это вход во всемирное сообщество. Ты можешь, зайти на любой сайт, в любой точке планеты, "выбросить" свою информацию в мир. Эти перемены даже более существенные, чем промышленная революция, когда случился переход от ремесленнических цехов к промышленным.

3

Реклама

А внешне город как-то изменился?

Конечно, внешне город тоже поменялся. Но в худшую сторону. Есть такое понятие у градостроителей – "голубая линия" – как выглядит рельеф города на фоне голубого неба. Если посмотреть, то перемены разительные и не в лучшую сторону. Если высотное здание появляется на равнинных частях, то оно еще нормально смотрится, но если оно появляется на днепровских склонах, то это конечно, выглядит ужасно.

Можно как-то ли решить проблему хаотичной застройки Киева?

Всегда находится разумный компромисс в решении любых проблем. Когда я поднимался в Риме на собор Святого Петра, я обратил внимание, что там нет ни одного здания, которое бы выбивалось из общей застройки. Казалось бы – Рим, где должна быть самая дорогая земля в Европе, там бы и "гнать" эти высотки, однако никто же этого не делает. Проблему как-то решили. У нас, конечно, существует недостаток демократии, цивилизованности и культуры, когда деньги решают все. Там тоже большие деньги, но, тем не менее, культура общества не позволяет испортить вид Вечного города.

2_01

Реклама

Как Вы видите дальнейшее развитие города?

Сколько бы исследований мы не проводили в нашем институте, в конце концов мы всегда упирались в проблему власти. Не решив проблему власти в Киеве, мы не решим ни одной проблемы. Если власть будет действовать в интересах городского сообщества, то все проблемы решатся. Если же она будет действовать в интересах олигархии, больших денег, застройщиков, то решить проблемы невозможно.

В тренде
Без прав и под "феном": в Киеве курьер на мопеде устроил гонки с полицией (видео)

Какие, на ваш взгляд, существуют 5 основных проблем Киева?

Первое, это проблема застройки. Проблема же не просто в том, то портят "голубую линию". Дело в том, что любое объемное здание требует соответствующей инфраструктуры – инженерных сетей, дорог, оно притягивает к себе массу автомобилей. Если место для этого здания выбрано неправильно и некорректно, это будет точкой дальнейших проблем. Надо будет перекладывать кабели, расширять дороги, которые в историческом центре расширить не получится и так далее.

В решении этой проблемы основная роль должна отводиться обществу. Должны проводиться общественные слушания с учетом мнения экспертов. К сожалению, закон 2011 года о градостроительстве вычеркнул такой важный элемент как общественные слушания. Они остались только по Генплану, да и то – формально. Меня как-то включили в комиссию по Генплану. В итоге за три месяца нас ни разу не собрали.

Реклама

Второе – это проблема транспорта. Решение тут одно – общественный транспорт. К сожалению, статистика с 2000 года показывает, что у нас число общественного транспорта сокращается. И мне кажется, власть поступает неправильно, делая ставку на крупногабаритный транспорт. У нас улицы не приспособлены под него, особенно в центре. Покупать огромные "бусы" и пускать их на узких улицах не рационально.

У нас нет ни одной улицы с непрерывным движением без светофоров, левых поворотов и пешеходных переходов. Даже на Большой окружной дороге едешь и бах – переход. Надо просто убрать их и все. Но тут как всегда замешано недостаточность административной воли и желание заработать. Ясно, что торговые центры на Окружной понесут убытки, если перекрыть к ним переходы и они отстегивают соответствующую мзду.

Здесь мы переходим на проблему демократии. Недавно наблюдал, как мерседес с крутыми номерами сначала стал на троллейбусной остановке, потом переехал и стал прямо на въезде на кладбище. Если такое возможно, если на такого нет управы, то у нас проблемы никогда решены не будут. Перед законом все должны быть равны, несмотря на номера, на то, какая у тебя машина, кто у тебя папа, и в каком кресле ты сидишь.

Также экология. Мы проводили исследования – посмотрели заболеваемость и сопоставили с количеством атмосферных выбросов от автомобилей, а это основной загрязнитель. Выводы ожидаемые – где больше загрязнение, там выше уровень заболеваемости, выше уровень смертности. У нас на Крещатике и на Бесарабке самый высокий уровень загрязнений в городе. Люди там покупают самые дорогие квартиры и водят своих детей в престижные школы, а фактически живут в газовых камерах.

Можно уменьшить количество автомобилей в определенных местах. В Лондоне, например, огромная плата за въезд в центр. У нас все офисы, все правительственные учреждения – в центре, а в Париже наоборот вынесли деловой квартал на окраину. В Праге, например, если вы утром приехали на какую-нибудь крайнюю станцию метро и оставили там автомобиль, а вечером, забирая автомобиль, показали билетик в метро, на котором пробивается время посадки и высадки, то вам эта стоянка обойдется в символическую сумму. Тем самым власть привлекает людей пересаживаться с автомобилей на общественный транспорт. У нас года два назад обсуждалась идея установить во всех автобусах кондиционеры, и власти тогда опять сказали, что это очень дорого. Да не дорого это, вы установите и люди с удовольствием поедут даже не в своем личном автомобиле, а в автобусе, если там будет кондиционер. В прошлом году бюджет Киева составил 26 миллиардов. Неужели нельзя было найти деньги на те же кондиционеры?

1

Какие плюсы есть у Киева?

Относительно Советского союза мы стали жить богаче. У нас плазменные телевизоры, в каждой третьей семье – автомобиль, есть семьи, в которых по два автомобиля. У нас появилась возможность приехать из другого города и работать в Киеве. При Советском союзе без прописки это было невозможно. По сравнению с Советским союзом мы сделали большой шаг вперед, но наши соседи по тому же "соцлагерю" сделали два, а то и три шага.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять