Прогулки по Киеву: тайны музея меценатов Ханенко

28 января 2011, 12:23

Алексей Росовецкий Алексей Росовецкий

Посмотрите на шкатулку для мощей, волхвов и инфанту.

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, расположенный на ул. Терещенковской, известен далеко за пределами страны. Ядром коллекции стало частное собрание выдающихся украинских меценатов конца XIX — начала XX веков Богдана Ивановича и Варвары Николовны Ханенко. Первые картины для своей коллекции супруги Ханенко приобрели в 1874 году, в свадебном путешествии. К началу XX века коллекция охватывала уже пять столетий — от второй половины XIV до XIX века. Кроме живописи и предметов старины, Богдан Иванович также собрал огромную библиотеку — около 10 тыс. книг, треть из которых — по искусству. Музей существенно пострадал во время войны — 11 ящиков с экспонатами, которые вывезли из музея немцы, сгорели во время бомбежки где-то под Кенигсбергом.

Реклама

НАСТОЯЩИЙ ВЕЛАСКЕС

Когда в коллекции Ханенко появилась работа великого Веласкеса, это событие вызвало настоящий фурор среди киевских ценителей прекрасного. Богдан Иванович очень эффектно обставил презентацию портрета инфанты Маргариты, которая состоялась в феврале 1912 года. Полотно, купленное в Гамбурге на распродаже коллекции консула Вебера, коллекционер привез в Киев в обстановке строжайшей тайны. Когда в разгар организованного по такому случаю банкета коллекционер сдернул покрывало с картины, собравшиеся были поражены. Выдающийся русский живописец Михаил Нестеров писал, что это полотно сделало бы честь и самому Эрмитажу. И хотя это только набросок к портрету, который хранится в испанском музее "Прадо", искусствоведы оценивают его в $10 млн.

ПОЧТИ ТИЦИАН

Реклама

Любимая картина в коллекции Ханенко. При его жизни считалось, что это оригинальное полотно Тициана "Венера посвящает вакханку в тайны любви". Но советские исследователи установили: это всего лишь подражание мастеру неизвестного художника-венецианца XVII века. Ханенко переиначил легкомысленный сюжет полотна и назвал его "Аллегория". История покупки прозаична: коллекционер приобрел "Аллегорию" у почтмейстера Семенова, который нуждался в деньгах, проигравшись в карты.

ШКАТУЛКА ДЛЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО

Это реликварий — шкатулка, в которой хранились мощи святого. Ханенко приобрел его на распродаже коллекции герцога Вердюра в 90-х годах XIX века. Согласно легенде, реликварий принадлежал монахам-францисканцам. Он расписан неизвестным мастером первой трети XIV века в манере Джотто — художника, которого называют родоначальником итальянской живописи. Реликварий прекрасно сохранился, даже медные застежки на нем — оригинальные.

ИКОНА КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Реклама

В тренде
На станции киевского метрополитена "Льва Толстого" среди ночи снесли МАФы (видео)
Снос МАФов на Льва Толстого
В тренде
Током не убьет. Кто будет пользоваться дефибрилляторами в метро Киева
В тренде
Полиция: Кагарлыкского насильника пятилетней девочки не смогут посадить в тюрьму

У этой иконы молился Богдан Иванович Ханенко. Его жена Варвара Николовна купила "Мадонну с младенцем Христом и Иоанном" работы Пьера Франческо Фиорентино (приблизительно 1470—1500) специально для супруга — сама она отдавала предпочтение французским живописцам. Коллекционер считал "Мадонну" жемчужиной своего собрания — разумеется, после "Аллегории". Во-первых, это был подарок Варвары Николовны, во-вторых, Ханенко высоко ценил работы итальянских художников XIV—XV вв. — за искренность чувств.

"ВОЛХВЫ" ИМЕНИ ХАНЕНКО

Этот диптих (картина из двух частей, соединенных вместе) работы неизвестного голландского живописца XV века вписал фамилию Ханенко в историю мирового искусства. Богдан Иванович первым описал диптих, купленный в коллекции принца Боргезе в Риме, и теперь во всех каталогах мира он так и называется – "Ханенковское поклонение волхвов". А такая честь выпадает не многим коллекционерам и исследователям. Кроме того, благодаря коллекционеру безымянный голландский художник обрел имя — в историю он вошел как мастер "Ханенковского поклонения волхвов".

Реклама

ДОН КИХОТ ОТ ИСКУССТВА

Ханенко придавал интерьерам музея большое значение: искусством нужно наслаждаться в соответствующей обстановке. "Золотой кабинет" в стиле XVIII века — не исключение. В этот плафон (фрагмент потолка с росписью) "Апофеоз Дон Кихота" работы Барбудо Санчеса коллекционер вложил особый смысл. Он иронизирует над собой, сравнивая себя с рыцарем-романтиком. Если предки Ханенко посвятили себя военному делу и государственной службе, то Богдан Иванович — собиранию картин.

КИЕВСКИЙ ФРАНСИСК

"Молитву святого Франсиска Асисского" кисти Луиса де Моралеса художник и коллекционер Илья Остроухов купил в 1899 году у антиквара в Толедо специально для Ханенко — в подарок к 50-ленему юбилею коллекционера. Этот подарок был со смыслом: как святой Франсиск, который был успешным торговцем, но посвятил себя служению Богу, Богдан Ханенко отказался от карьеры юриста, чтобы посвятить себя коллекционированию предметов искусства.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять