Первые граффити: конь, гром и трезубец Владимира

30 Мая 2008, 18:30

Судя по надписям в Софии, ее построил не Ярослав, а его отец

Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника
Фото В. Лазебника

Разрисованные стены и дома уже никого не удивляют. Уличные рисунки давно вошли в наш быт. Но, оказывается, граффити в Киеве появились много веков назад. Рисовали и читали их еще со времен Киевской Руси. Князь Владимир даже издал церковный устав, запрещавший "резать" на стенах храмов. Это преступление считалось равным разрытию могил или осквернению креста, каралось оно избиением и штрафом. Но, тем не менее, запрет не мешал обписывать церковные стены не только рядовым прихожанам, но и священникам, и даже князьям.

Стены Софии Киевской испещрены древними надписями-граффити. Если их внимательно прочитать, можно узнать, например, что основателем храма был не Ярослав Мудрый, а его отец Владимир Великий.

Точное количество граффити неизвестно даже специалистам. На протяжении нескольких веков древнерусские рисунки были скрыты под слоем позднейших росписей, а открываться они стали лишь в ходе реставрации фресок в 50-е годы прошлого века. Но специалисты, прочитав более 300 надписей, решили — ничего интересного не найти. И только два года назад стены решили почитать вновь. Сотрудникам Национального заповедника "София Киевская" удалось расшифровать более тысячи граффити. Все надписи разные и по виду и по содержанию: мелкие и большие, "уставным" почерком и каракулями. Писали о важных политических событиях, например, о мире, заключенном в конце XI в. князьями на Желяни, в местности, где проходила дорога на Вышгород. А есть и просто надписи-записки, например: "Дай козу мою". Одним словом, стены храма для прихожан были и летописью, и личным дневником, и записной книжкой (священнослужители отмечали черточками на стенах количество литургий). Во времена Киевской Руси в Софии "работали" цензоры из числа церковнослужителей. Они читали все тексты, а неподходящие или оскорбительные зачеркивали.

Профессор-историк Надежда Никитенко придерживается мнения, что писали на стенах не из хулиганских побуждений, и не от скуки, а потому, что относились к письму как к священному акту, мол, что в Софии на стене написано пером — не вырубишь топором. Надписи сохранились на века. Правда, некоторые совсем не четкие, по некоторым рисункам можно лишь догадываться, что изображено.

ПРО ГРОМ И КОРОВУ. Самое древнее сообщение, найденное в соборе, относится к 1022 году. Прочитано оно было около года назад в алтарной части храма, на изображении святого Василия. Оно гласит, что Пасха и Благовещение пришлись на один день что считается предзнаменованием конца света. Очевидно, автор строк счел необходимым предупредить окружающих о возможных переменах. Но сенсацией для историков стал не факт совпадения праздников, а то, что надпись оказалась старше, чем сам собор! Такого, конечно же, быть не может, а значит, построена София намного раньше указанного в летописи 1037 года. Тем более, что в соборе были найдены граффити с датами 1033 и 1036 гг. Проанализировав данные письменных источников, а также роспись Софии, Надежда Никитенко пришла к выводу, что основателем храма был Владимир Святославич, а Ярослав Мудрый завершил дело своего отца. Вероятнее всего собор был заложен 4 ноября 1011 года, а освящен через 7 лет.

Одно из самых известных и необычных по содержанию считают сообщение о раннем громе как дурном предзнаменовании, прогремевшем 3 марта 1052 года. Рядышком — надпись о смерти Ярослава Мудрого. Эти четкие, красивые надписи на столбе в центре собора были расшифрованы одними из первых, их часто показывают туристам.

В алтарной части храма, прямо возле написанной на стене первой славянской азбуки, начерчены лошадь и корова. Над "буренкой" еще и надпись: "му-му". На одном из столбов изображен зайчик. Что значили зверушки, историки пока не берутся ответить. Возможно, это просто элемент быта древних киевлян и царапали их дети.

АВТОГРАФЫ КНЯЗЕЙ. На хорах, куда вход простым смертным был заказан, "пачкала стены" знать. Есть автограф, который мог оставить князь Владимир: "Господи помози рабу своему Володимиру на многая лета и дай прощение греха на день судный". Можно отыскать в соборе и изображение нашего герба и символа князя Владимира — трезубца. Он находится на первом этаже, в левой части, на фреске, изображающей св. воина Феодора Стратилата. Не удивляйтесь тому, что трезубец перевернут. Это говорит о том, что его владелец, то есть князь Владимир, к тому времени умер.

Найти древнерусские надписи и настенные рисунки можно не только в Софии, они есть практически во всех религиозных сооружениях древнерусского времени. Например, в Кирилловской церкви, в Михайловской церкви Выдубецкого монастыря, в церкви Спаса на Берестово и на стенах Золотых ворот. Их нынче изучают специалисты.

"ЗАБОР" ТОЧНЕЕ ЛЕТОПИСЕЙ Граффити Софии свидетельствуют о сенсации, говоря едва ли не о поголовной грамотности киевлян 11—12 веков. Кроме сообщений, написанных "книжниками", писцами, есть автографы, оставленные обычными людьми, среди которых были женщины и дети. Если верить исследователям, то писали в основном грамотно, ошибки допускали в основном иностранцы.

Можно ли доверять этим граффити, ведь их содержание иногда расходится с летописными свидетельствами? Историки говорят, что можно, ведь человек, нацарапавший на стене, в отличие от летописца, не писал "под диктовку" князя. Да и сами летописи, дошедшие до наших времен, далеко не оригиналы, а во многом лишь позднейшие списки. Тут — как в игре "испорченный телефон": часть информации в письменах искажалась даже неумышленно, зато на стенах в основном писали правду.

Автор:

Крапивка Влада

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...