День из жизни киевского контролера: провокации пассажиров и рейтинг "оправданий" от "зайцев"

Как журналист "Сегодня" ловила безбилетников в транспорте

Утром к троллейбусной остановке подбегает женщина и кричит прямо в закрывающуюся дверь: "Подождите! Подождите! На работу опаздываю!". Пассажиры упрашивают водителя, дверь открывается, впускает раскрасневшуюся гражданку, и та произносит: "Фух, успела! Предъявите билетики, пожалуйста!".

Этот анекдот — старый, но всегда хороший. Еще булгаковский Кот Бегемот говорил, что нет работы хуже кондуктора (читай, контролера). Охота на "зайцев в рогатых джунглях" — не для слабонервных. Часто мы слышим, что контролеры ведут себя хамски, чуть ли не ломают пассажирам руки, выбивая штрафы, да еще и задерживают транспорт, забитый опаздывающими на работу нервничающими людьми. А все из-за того, что обычно "заяц" не признает себя нарушителем.

Реклама

boy_3303_7794856_7799850

Контролеры. Обычно работают по трое, чтобы помогать, охранять и успокаивать друг друга. Фото: Анатолий Бойко

"Есть у нас один "заяц-постоялец", юрист по образованию. Парень нашел несоответсвенность в законах и вот уже четвертый год принципиально ездит троллейбусом бесплатно, да еще и пишет жалобы и иски в суд с требованием вернуть деньги, которые мы взыскиваем как штраф", — говорит начальник службы организации сбора и учета выручки КП "Киевпастранс" Александр Вавринчук.

Реклама

"Сегодня" решила на себе испытать трудности неблагодарной работы контролера, для чего целый день проверяла билеты в городском транспорте, ругалась с нарушителями, узнавала жуткие истории угроз со стороны пассажиров и выясняла, собираются ли что-то менять в этой сфере.

Настрой: обязанности и советы бывалых

Признаюсь: в транспорте зайцем я ездила не раз, но, к счастью, ни разу не попадалась. Контролер троллейбуса для меня был подобен призраку — я знала о его существовании, но ни разу не встречала.

Реклама

В день эксперимента в 8 утра я стояла в троллейбусной диспетчерской и слушала, что входит в мои обязанности. Новые коллеги угрожающе приговаривали: "Сейчас ты прочувствуешь, каково это — работать контролером, когда тебе грубят, не слушаются, да еще и в хамстве обвиняют".

Напарники мне подобрались занятные. Таня — уверенная в себе девушка, за словом в карман не полезет. Контролером она работает уже два года. Юра — очень веселый, но в то же время сдержанный. Зайцев в Киеве он ловит уже 14 лет. У Олега стаж на два года больше; он очень приятный, но как только переступает порог троллейбуса — его не узнать: у него даже голос сразу ниже становится. Такому штраф отдают без колебаний!

Руководство выдало мне полный "боевой" комплект: красную жилетку, служебное удостоверение, жетон с личным номером и три вида квитанций на штраф — за безбилетный проезд в трамвае, троллейбусе или автобусе (60 грн), городской электричке (80 грн) и за неоплаченную перевозку багажа (8,50 грн).

boy_3109_7794851_7799845

Набор контролера. Удостоверение, жетон и три вида квитанций. Фото: Анатолий Бойко

Первый рейд: Интеллигент-хам и спящий бездомный

Час пик, жарко. На остановке с напарниками ждем, пока подъедет наше рабочее место. Я и Таня одеты в красные жилетки, а Юра с Олегом — в гражданку: говорят, так легче ловить "ушастых". Обычно контролеры работают по трое — чтобы входить одновременно с трех дверей. Кроме того, они друг для друга поддержка, свидетели и даже охрана — были случаи, когда пассажиры нападали с кулаками.

На первом же моем "заходе" безбилетников было трое. Первый из них, интеллигентного вида парень, возмущался: "Да я заболтался с другом и забыл прокомпостировать билет!". Он не просто отказывался платить, но еще и хамски "тыкал" Юре: "Ты что, странный? Я ж тебе четко объяснил — не бу-ду пла-­тить. Понял?!". При этом на контролера он смотрел взглядом боксера на ринге.

boy_3128_7794852_7799846

Хам. Парень так и не заплатил — удрал. Фото: Анатолий Бойко

Не сдерживаю эмоций и обращаюсь к Тане: "Ничего себе!" — "Это еще цветочки. Как-то под конец рабочего дня в полупустом трамвае на Троещине (спальный район Киева. — Авт.) один такой "заяц" достал нож. Я молча ушла — жизнь дороже".

Пока мои напарники разбирались с хамом, я в прямом смысле учуяла еще одного "зайца" — спящего бомжа. На просьбу показать билет он посмотрел на меня пустым взглядом и пробормотал: "Проездной". "А покажите!" — говорю. Мужчина долго возился в грязном пакете, а потом указал на обмотанную тряпками гнилую ногу: "Вот тебе мой проездной".

boy_3162_7794853_7799847

Бездомный. "Мое удостоверение — гнилая нога". Фото: Анатолий Бойко

В карманах "зайцев" оседают трамваи

В коммунальном транспорте ездит много льготников — их в столице около 40 категорий. Юра предупредил, чтоб я была внимательна при проверке удостоверений — их часто подделывают. Я купилась на одну такую подделку — "заяц" уверенно показал удостоверение работника МЧС и уставился в окошко. Хорошо, что рядом был Юра, — он-то хорошо знает, что для эмчеэсников льгот в общественном транспорте нет. Он затребовал штраф, чем очень удивил безбилетника: "Я уже давно бесплатно езжу!". Штраф он все же заплатил, но потом долго звонил коллегам и рассказывал им о своем открытии.

boy_3199_7794854_7799848

Напарник Олег. Умеет пугать серьезным видом и удостоверением. Фото: Анатолий Бойко

В прошлом году "Киевпастранс" подсчитал, по сколько льготников и зайцев катаются в коммунальном транспорте каждый день. Картина вышла любопытная. "Оказалось, больше 60% всех пассажиров — это льготники, около 10% — "зайцы", — рассказал Александр Вавринчук. — Получается, мы бесплатно возим бОльшую часть киевлян. Безбилетники оставляют в своих карманах пару миллионов гривен в месяц — этих денег хватит на новый трамвай".

boy_3271_7794855_7799849

Правило. Человек должен успеть пробить талон за одну остановку. Фото: Анатолий Бойко

Портрет и отмазки типичного "ушастого"

В общественном транспорте есть момент солидарности — бабушки вступаются за "бедных студентов": "Ну чего ты к нему пристала? У ребенка нет денег платить за проезд!". Еще одно явление — джентльмены, которые заступаются за "зайцев" — женщин. Правда, когда им говоришь: "Раз вы такой галантный, заплатите за нее штраф!", джентльмены сразу тушуются. К слову, женщины-безбилетники на контролеров сходу "наезжают". Их любимая фраза: "Почему вы мне грубите?!", даже если контролер предельно вежлив.

"Зайцы" бывают двух типов. Первые — воспитанные: они часто "экономят" за проезде, но если их поймать, штраф они платят почти безропотно. Вторые — хамы: они грубят, могут толкнуть контролера и убежать. Они знают, что за ними скорее всего не погонятся. Самые распространенные отмазки халявщиков: "Не успел купить билет, кондуктор был на другом конце троллейбуса", "У меня нет денег, где я вам их возьму?", "Нет с собой наличных", "Я первый раз в жизни не прокомпостировал билет. Ловите постоянных "зайцев!".

В роль контролера вжиться несложно, но это работа для людей со стальными нервами. Кроме того, она опасная: драки с "зайцами" — вещь не такая уж и редкая.

Портить жизнь нарушителям будут qr-кодами и спецкартами

Сегодня "Киевпастрансу" нужны 450 контролеров, но в штате таких специалистов только 80. Мало кто соглашается на такую нервную работу при окладе 1795 грн. Перед вступлением в должность контролер проходит двухнедельное обучение в учебном комбинате. Особое внимание руководство хочет уделить психологической подготовке специалиста, поэтому скоро обучение будет длиться целый месяц. "Нам очень важно, чтобы контролеры были стрессоустойчивыми и уравновешенными, работа ведь с людьми", — объясняет Александр Вавринчук.

20150428_122128_7794858_7799852

Фото: Анатолий Бойко

Со временем предприятие хочет убрать всех кондукторов, которых сейчас 1400, и полностью перейти на электронную систему контроля. Правда, случится это не ранее 2020 года. "Планируем, чтобы в подвижном составе было несколько систем контроля, — говорит Александр Вавринчук. — Каждый, кто хочет воспользоваться коммунальным транспортом, должен будет приобрести для проезда специальную электронную карточку, которой нужно будет прикасаться к валидатору (специальному считывающему устройству), тем самым списывая поездку. Мы хотим, чтобы к 2020 году в столице было 1000 автоматов для продажи этих карточек — одно- и многоразовых. А пополнять их можно будет в спецтерминалах или онлайн со своего банковского счета".

В планах — еще одна система контроля. На смартфон можно будет закачать программку по оплате проезда. У каждого пользователя будет возможность заранее оплатить определенное количество поездок, после чего ему будет прислан личный QR-код. В транспорте будет установлен специальный фотосчитыватель, который будет сканировать этот код, и таким образом деньги будут списаны со счета пассажира.

Что касается льготников, предполагается, что организации, предоставляющие льготы, будут выдавать электронную карту с указанием льготы и периодом ее действия. "Когда пассажиры будут садиться в городской транспорт, на входе особое устройство будет отмечать, сколько человек зашло, — говорит Александр Степанович. — Эта цифра на пульте диспетчеров будет сравниваться с количеством заплативших в конкретном автобусе или троллейбусе. Если вторая цифра будет меньше первой, то автоматическая система тут же об этом сообщит, и команду контролеров отправят именно в этот транспорт. Так отпадет необходимость проверять все автобусы, трамваи и электрички в городе".

МОБИЛЬНЫЕ БРИГАДЫ. "В будущем мы хотим создать десять мобильных бригад для контроля "зайцев" во всех районах. У этих бригад будет оснащенный нужной техникой микроавтобус, — говорит Александр Вавринчук. — Когда контролеры увидят, что в одном подвижном составе находится пять и больше безбилетников, мобильная бригада направится туда взыскивать штрафы. Они будут вправе остановить троллейбус и выключить систему оплаты проезда, чтобы безбилетники, увидевшие контролеров, не успели заплатить за проезд в последний момент. Контролеры, подобно правоохранительным органам, будут иметь право забирать "ушастых" в микроавтобус для взыскания штрафа. Правда, там будет проводиться видеосъемка — нам важно следить, чтобы контролеры вели себя вежливо и в рамках закона. А еще нам бы очень хотелось повысить штрафы — до 300 грн. Когда человек заплатит не 60, а 300 гривен, в следующий раз ему не захочется ехать бесплатно. Штрафы мы планируем оформлять в электронном виде по идентификационному коду и квалифицировать нарушение как административное. Если нарушитель платит штраф на следующий день, то сумма будет умножаться на два. Если в течение трех дней — умножится на пять, если в течение недели — на 10. Если он затянет еще дольше, то автоматически перейдет в поле зрения исполнительной службы, и штрафы будут взиматься уже через суд".

boy_3322_7794857_7799851

Без бумаги. Билеты вскоре могут стать виртуальными. Фото: Анатолий Бойко

Все эти идеи в ведомстве пока находятся лишь на стадии обсуждения. В "Киевпастрансе" утверждают, что для реализации проекта им не понадобятся дополнительные деньги. Все затраты на установку электрических систем окупятся в течение первого года за счет сокращения 1400 кондукторов, которые станут не нужны после запуска электронной системы контроля.

"Киевпастранс" в цифрах

В коммунальном предприятии "Киевпастранс" работает больше 9 тысяч человек. Ежедневно городской транспорт перевозит около полутора миллионов человек. За год печатают 140 миллионов билетов. После повышения стоимости билета с 1,5 до 3 грн "Киевпастранс" зарабатывает 60 млн грн в месяц, а тратит 100 млн грн.

"Коммунальный транспорт всегда был социальным, и во всех странах он дотационный и убыточный, — говорит Александр Вавринчук. — Себестоимость перевозки одного пассажира в городской электричке, к примеру, составляет 8 грн, а пассажир платит лишь 4. В троллейбусе перевозка человека нам обходится в 4 грн, а горожане платят лишь 3".


Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63265.4

Bitcoin Cash (BCH)

474.57

Binance Coin (BNB)

551.4

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

25.97

Litecoin (LTC)

80.62

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять