Громкая премьера в Национальной опере: зрители увидели балет по мотивам пьесы "За двумя зайцами"

3 Июля 2017, 20:04

Балет получился многогранным – и мистическим, и юмористическим, и драматическим

 


Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

Балет «За двумя зайцами»

В Национальной опере Украины состоялась одна из самых необычных премьер – впервые за всю историю существования знаменитой пьесы Михаила Старицкого "За двумя зайцами" по ее мотивам был создан балет. Риск был велик – слишком уж запал в души одноименный киношедевр. Но результат превзошел все ожидания – премьера балета "За двумя зайцами" прошла с огромным успехом!

Пересказать языком пластики полюбившийся сюжет о незадачливом цирюльнике, который в буквальном смысле, погнался за двумя зайцами, решился балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов. Автор либретто и исполнительница роли одиозной Прони – Татьяна Андреева, композитор – Юрий Шевченко, дирижер – Владимир Кожухарь, сценограф – Сергей Маслобойщиков, художник по костюмам – Анна Ипатьева.

Согласно сюжету пьесы М.Старицкого, любовная трагикомедия разыгралась в Киеве, в районе Гончары-Кожемяки, который простирается от Андреевской церкви до Подола. И создателям постановки удалось как нельзя лучше передать атмосферу старого Киева – узнаваемого и любимого.

В декорациях, где основным символом стала Андреевская церковь, сквозь которую прорастают мальвы (впрочем, как и сквозь все, что было на сцене) – тонкий намек на провинциальность. Тем не менее, именно обилие цветов придало всему сценическому действу легкость и праздничность.

Даже огромная бутафорская свинья, логично вписавшаяся в общую атмосферу, стала аллегорией не только среды обитания главных героев, стремящихся "из грязи в князи", но и их "свинских" поступков.

Органично вписалась в сюжет музыка, написанная композитором Юрием Шевченко. "У балета есть свой язык, язык пластики, сценографии, музыки. И это сразу меняет все акценты – история остается все той же, но способ ее рассказа несколько иной. Я, например, месяца три колебался – использовать ли известную песенку Голохвастого и компании "В небе канареечка летает ...", – делится историей создания балета композитор. – В конечном итоге музыка была написана и в руках Владимира Кожухаря моя партитура зазвучала волшебно".

Тем не менее, веселые куплеты "Канареечки" стали лейтмотивом балета, в котором звучит и кадриль, и танго, когда Проня осваивает азы балетного искусства в частном салоне. В тоже время, в музыкальную канву удачно вплетены и народные мелодии, и знаменитая "Школа Соломона Пляра".

Костюмы героев, а их отшито более сотни – ручной работы и из натуральных тканей, стилизованных под эпоху прошлого века, далеки от классических балетных. На создание образов Анну Ипатьеву вдохновило творчество Марии Примаченко, а вот костюмы для главной героини – Прони, это влияние современного украинского художника Владислава Шерешевского. Стеганые ватники, льняные сарафаны, многослойные юбки и кожухи персонажей обильно декорированы принтами, лентами, аппликациями, кружевом и украинской вышивкой. Как и декорации, каждый образ "рассказывает" о своем персонаже, вызывает определенные ассоциации. Богатство сценических костюмов стало еще одной изюминкой постановки, добавляющей ей яркость, колорит и неповторимость.

Образ Прони в первом премьерном показе воплотила Татьяна Андреева, которой принадлежит инициатива постановки этого комическо-мистического балета. В ее исполнении Проня – это уже не просто смешная мещанка, мечтающая выйти удачно замуж. Проня стала мечтательной, влюбленной, более изящной и романтичной, барышней искренне желающей найти свое женское счастье. Блестящим творческим приемом стало ее свадебное платье с длинным шлейфом, в который почти насильно закутывали Голохвастова, роль которого исполнил Ярослав Ткачук. Грациозный в красивой одежде он казался обворожительным и искренним, а не злым искусителем, жаждущим богатства невесты.

Балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов, заметил: "Нам очень хотелось донести до зрителя весь юмор, заложенный в пьесе Старицкого, – и добавил. – Но очень сложно было языком танца передать знаменитое выражение "Проня Прокоповна, вам просили передать, шо вы падлюка".

Можно с уверенностью сказать, что "За двумя зайцами" – балет уникальный, он получился многогранным – и мистическим, и юмористическим, и драматическим. Кроме того, он стал очень громким аккордом в завершении театрального сезона.

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...