До "Формулы-1" на воде остался ровно один день. Напомним, этап Гран-при международного чемпионата впервые принимает Украина, он в пятницу начнется в Вышгороде (Киевская область). На набережной заканчивают последние приготовления: устанавливают боксы для болидов, город активно чистят и убирают, а набережную разрисовывают граффити. В пятницу на Киевском море пройдут тестовые заезды команд, которые решат, в какой последовательности будут стартовать болиды. А в субботу состоится торжественное открытие и, собственно, соревнования. Украинские гонщики в них, к сожалению, не участвуют. У нас нет ни лодок такого класса, ни пилотов, которые бы смогли ими управлять наравне с опытными иностранными гонщиками.
Организаторы обещают красочное и захватывающее зрелище. Всего готовятся принять 80 тысяч зрителей. Посмотреть гонки можно будет совершенно бесплатно — с набережной, просто с берега вдоль трассы или со специально построенных трибун (14 тысяч билетов на них раздали жителям Вышгорода и рабочим, которые помогали в подготовке города к гонкам). Еще тысячу билетов на трибуны продали желающим посмотреть гонки с комфортом (см. инфографику). Также 80 мест на трибунах приготовлены для инвалидов-колясочников и их семей.
Кликните по изображению для увеличения
Можно будет даже прокатиться на гоночных болидах. Но это смогут сделать лишь те зрители, которые приобрели места на VIP-трибуне. Таких счастливчиков также во время соревнований будут угощать напитками и фруктами, а после гонок пригласят на закрытую вечеринку с участниками "Формулы-1".
ГОНЩИКИ. Вчера Международная федерация водного спорта в последний раз проинспектировала Вышгород на готовность к "Формуле". Они остались очень довольны. Также уже приехали 8 команд-участниц из разных стран. Время перед гонками ребята потратят на то, чтобы присмотреться к трассе и подготовить болиды. Кстати, перелет, жилье и питание гонщикам оплачивают организаторы. Номера для них приготовили в столичных 4-звездочных отелях "Днепр", "Висак" (стоимость номера от 1000 грн.) и 5-звездочном "Интерконтинентале", где за сутки нужно заплатить от 3500 грн.
Читайте также Анатолий Присяжнюк: "На гонки на воде из бюджета мы не потратили ни копейки"
МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ И СПАСЕНИЕ ЗА 30 СЕКУНД
Соревнования на воде проводились еще в начале века. В 1962 году были построены первые гоночные катамараны. Но полноценного чемпионата пришлось ждать еще почти два десятка лет. Лишь в 1981-м прошел первый чемпионат мира водной "Формулы-1". Тогда было два класса судов: без ограничения объема двигателя и с объемом до 2000 см. куб. Однако в 1989 году объем двигателя во всех классах ограничили двумя литрами, и с тех пор проводится единственный чемпионат.
Обычно соревнования проходят в субботу и воскресенье, но на Ближнем Востоке — в четверг и пятницу, поскольку пятница в мусульманских странах выходной день. Гоняют на озерах, водохранилищах, устьях рек... Длина круга — приблизительно два километра, движение — против часовой стрелки. Каждая трасса имеет, по крайней мере, одну длинную прямую и несколько крутых поворотов, один или два из которых обязательно должны быть правые. На виражах пилоты испытывают перегрузки до 4,5g, как летчики во время исполнения фигур высшего пилотажа. Впрочем, и формулисты частенько балуют публику мертвой петлей. Кстати, в отличие от гоночных болидов Ф-1, на лодках нет ни коробки передач, ни тормозов. А из-за постоянных брызг гонщикам приходится ехать практически вслепую, что чревато авариями. Поэтому над головой пилота обязательно установлена воздушная подушка. При опрокидывании "моторки" подушка автоматически надувается и позволяет кабине оставаться над водой, пока не примчатся спасатели. У каждого пилота есть также с собой резервный баллон с кислородом.
Команда спасателей — профессиональные водолазы из Англии. Они дают гарантию, что через 30 секунд после любой аварии пострадавший гонщик будет в спасательной лодке.
Чтобы получить гоночную лицензию, помимо водительских навыков нужно сдавать спецтест. Пилота помещают в макет лодочной кабины с быстросъемным штурвалом и пристегивают ремнями к креслу. Затем макет переворачивают вниз головой, и гонщику нужно быстро выбраться с кабины.
ДЕСЯТКА КАПУТЛИНИ. В чемпионате водной "Формулы-1" — 9 Гран-при. На каждом этапе топ-10 гонщиков получают очки, соответственно 20-15-12-9-7-5-4-3-2-1. Чемпионом становится пилот, у которого в общем зачете будет больше всего очков. Сейчас после трех этапов лидирует катарец Джей Прайс — 52 балла. А самый крутой пилот в истории водной Формулы-1 — итальянец Гвидо Каппеллини. С 1993 по 2009 год Гвидо выиграл десять чемпионских титулов — абсолютный рекорд! Хотя поначалу над экс-пилотом "земной" Формулы-3 посмеивались соперники по водным гонкам. За частые перевороты на трассе Гвидо даже прозвали "Капутлини". А сейчас все ровняются на него. Помимо десятка титулов итальянцу принадлежит рекорд скорости. В 2005-м он разогнал свой катер до 256,2 км/ч. Увы, в Вышгороде легенду водной Ф-1 мы не увидим. Каппеллини перешел в чемпионат мира по водно-моторному спорту Класса 1...