Когда мама далеко: как живут переселенцы из Донбасса и Крыма вдали от родных

10 мая 2015, 22:39
Ко Дню Матери волонтеры порадовали переселенцев сладостями и концертом

/ Фото: Елена Расенко

/ Фото: Елена Расенко

Реклама

В Киевском городском центре социально-психологической помощи сегодня вспоминали мам и грустили о тех из них, кому нельзя лично высказать слова благодарности за жизнь и опеку. Всего в центре сейчас пребывает 26 переселенцев, значительную часть из которых составляют дети. Некоторые из них встретили праздник Дня Матери вдалеке от самых родных людей. Среди них Юрий. И хотя ему уже исполнилось 20, он признается, что грустит о маме и сожалеет, что в данный момент она находится в Горловке.

"Мы каждый день созваниваемся. Но я уже давно ее не видел. Она не может покинуть город из-за бабушки. Та очень слаба и имеет проблемы с ногами, и перевозить ее проблематично. Я скучаю за ними и думаю, что вскоре вернусь и сам в Горловку. Я должен им помочь. Найду работу, руки есть, смогу научиться любой профессии", – говорит житель приюта Киевского городского центра социально-психологической помощи Юрий. Он рассказывает, что с тоской вспоминает и свою учебу в университете. В разгар конфликта был вынужден бросить третий курс Донбасского национального университета строительства и архитектуры. Сначала хотел перевестись в Киев, но признается, что до сих пор даже не узнал, как это можно сделать, и не выяснил, где находится архитектурный в столице. Недавно он устроился на работу в один из супермаркетов в Киеве и почти все время проводит на работе.

Его двоюродный брат Руслан находится тут же, в столичном центре помощи. И также с нетерпением ждет возвращения в родной город. Там мама, друзья, родные. Рассказывает, в Киеве ему не совсем уютно. В Горловке оставил техникум, а тут пошел в 10 класс. Не все новые одноклассники отнеслись к его появлению с пониманием. Иногда отпускают в его сторону злые шутки и называют сепаратистом. Сам же Руслан очень старается и говорит, что только тут, в Киеве впервые заговорил на украинском языке, который ему очень нравится.

Реклама

Среди нынешних обитателей столичного приюта и Евгений. Несколько месяцев назад он покинул оккупированный Крым. Там осталась мама, родные. Евгений рассказывает, что находиться на полуострове для него стало опасно. Его начали вызывать на допросы и интересоваться его участием в проукраинских митингах, некоторых его друзей "закрыли". Другие же отвернулись от него, стали обвинять в фашизме и называть бандеровцем. Евгений не знает, когда увидит маму. А недавно у него появился от нее большой секрет. Он добровольцем записался в батальон "Золотые ворота" и теперь со дня на день ждет повестку. "Я верю, что со мной будет все хорошо, и я вернусь живым. Но лучше пусть мама не знает, что я решил. Ей будет больно", – делится Евгений.

Как болит сердце матери, знает Марина. Она покинула Дзержинск вместе с мужем и двумя дочками. Она также живет в Центре социально-психологической помощи. По профессии психолог, женщина радуется, что смогла найти работу в Киеве, пусть и не по профилю. Однако, вздыхает – зарплата небольшая и если получится, то вернется в Дзержинск. Правда, когда она это сделает – не знает. Каждый день ее друзья и родственники звонят ей и рассказывают про обстрелы, чьи-то смерти. Везти туда детей Марина пока боится.

"Дети быстрее забывают увиденное, они переключаются, сосредотачиваются на новом. А вот со взрослыми приходится труднее. И вряд ли они смогут забыть тот ужас, который им пришлось пережить. Ведь ветеранов второй мировой войны до сих пор мучают кошмары. Вот и наших современников эти жуткие картинки не смогут оставить. Но мы ищем пути помощи им. У нас работают квалифицированные специалисты. Мы разговариваем, ищем пути восстановления для наших нынешних обитателей и также тех, кто уже покинул Центр, но продолжает приходить на консультации к нашим психологам. В день это около 4-5 человек. Это немало для нашего небольшого штата. А в Киеве, мы, к сожалению, единственный подобный коммунальный Центр помощи таким людям", – говорит директор Киевского городского Центра социально-психологической помощи Людмила Крупчинская. Она уверена, что помогать людям, покинувшим зону боевых действий, должны всем миром. "Нет их или наших проблем. Есть общая трагедия, которую мы должны помочь им пережить и справиться с нею. Возможно, эти люди немного отличаются от нас в менталитете, они где-то задержались во временах Советского Союза. Но мы ведь с вами также пережили это, и сейчас просто обязаны помочь им сделать шаг дальше. Поэтому киевлянам не стоит относиться к ним предвзято, надо по-человечески протянуть им руку помощи", – говорит Крупчинская.

Реклама

Для содержания одного человека в Центре город на каждый день выделяет 150 гривен. Львиную долю помощи оказывают волонтеры и благотворительные организации. Они же помогают переселенцам по возможности найти жилье, работу. А ко Дню Матери добровольные помощники порадовали переселенцев сладостями и концертом.