Ночь в метро Киева: как ремонтируют эскалаторы в столичной подземке

30 октября 2018, 17:13
Сайт "Сегодня" побывал на ночной экскурсии и выяснил, что делают в метрополитене после полуночи

Фото: Мила Князьская-Ханова

Реклама

После ЧП в метрополитене Рима в столичной подземке показали, как следят за исправностью эскалаторов в Киеве. Сайт "Сегодня" отправился на ночную экскурсию, чтобы своими глазами посмотреть, как ремонтируют подъемники.

Эскалаторы: многие работают более 50 лет, но намного безопаснее европейских "коллег"

Всего в метро — 122 подъемника, а 36 из них помнят еще первых пассажиров. Эскалаторы на "Арсенальной" работают с первого дня открытия в 1960 году. "Пробег" каждого старожила — около миллиона километров! Работы проходят и днем, и ночью: когда нет пассажиров, механизмы подъемников проверяют и смазывают.

Реклама

Машинное отделение эскалатора. Фото: Мила Князьская-Ханова

Несмотря на почтенный возраст, эскалаторы киевской подземки не уступают молодым "коллегам" из метрополитенов других стран. В метро говорят: ЧП, которое недавно произошло в римском метро, Киеву не грозит. Напомним, там подъемник с футбольными фанатами внезапно набрал скорость, и пассажиры не успевали с него сойти, падая внизу.

"Несмотря на приличный возраст, в наши эскалаторы заложена серьезная система безопасности. Они оборудованы ручным тормозом, персонал метро их может остановить специальными ручками, которые расположены сверху и снизу эскалатора. У них есть блокирующее устройство, которое остановит подъемник, если он начнет ехать слишком быстро. При увеличении скорости на 30% срабатывает аварийный тормоз, который действует непосредственно на главный вал эскалатора — и он останавливается", — рассказал сайту "Сегодня" Николай Мягкий, начальник эскалаторной службы киевского метро.

Реагирует система безопасности подъемника и на мелкие предметы, которые оказываются на ступеньках подъемника. В метро таких — целая коллекция.

Реклама

Фото: Мила Князьская-Ханова

"Полностью сломать эскалатор невозможно, но, когда монетка попадает на площадку, куда полотно заходит, и окажется между зубцами, срабатывает блокировочное устройство. Бывало такое, что кроме монеток попадали каблуки, скобы от тележек, чемоданов", — говорит Николай Мягкий.

При капитальном ремонте эскалатор разбирают почти полностью. Оборудование, которое можно снять – отвозят в мастерские на ремонт. В частности, снимают ходовое полотно – это те ступеньки, по которым пассажиры поднимаются со станции или едут вниз. Конструкцию отвозят в мастерскую, где находят и чинят все дефекты. А крупные части эскалатора – к примеру, огромные шестеренки главного вала, которые "тянут" весь эскалатор, – опускают в машинный зал и ремонтируют прямо на станции. Их вес – около восьми тонн!

Фото: Мила Князьская-Ханова

После каждого ремонта эскалатор осматривает эксперт и делает запись в его паспорте с разрешением дальнейшей эксплуатации. В среднем, каждый год в метро приводят в порядок 8-10 эскалаторов, в этом году в капитальном ремонте – 8 подъемников. На прошлой неделе после ремонта открыли эскалатор на "Крещатике", он стал шестым отремонтированным. Осталось еще два – на "Арсенальной" и еще один на "Крещатике", в верхнем наклоне. Их ремонт продлится и в следующем году.

Тоннели метро: крыс нет, и интернета тоже

Тем временем в одном из старейших тоннелей между станциями "Арсенальная" и "Днепр" ночью проверяют пути. Когда от напряжения отключают контактный рельс — в тоннель выходят рабочие со специальным устройством, которое напоминает тележку. Если агрегат "заметит" трещину — в наушники оператора поступает звуковой сигнал.

Фото: Мила Князьская-Ханова

Возле станции замечаем еще один тоннель, который уходит в сторону от основного. Сотрудники метро объясняют: это не выход в "тайное метро", а небольшое ответвление, которое заканчивается тупиком в 150 метрах от станции. Оно нужно для технических целей. К примеру, сюда, в случае поломки, могут отбуксировать состав для маневра.

Фото: Мила Князьская-Ханова

А вот крыс в тоннеле, о которых многие года слагают легенды, мы так и не заметили. В метро шутят: миф настолько живучий, что иногда хочется нанять аниматоров в костюмах грызунов, которые будут выпрыгивать в неожиданный момент.

Тоннель. В поисках тайн мы прошли 930 метров от станции метро "Арсенальной" к "Днепру". Фото: Мила Князьская-Ханова

Тем временем, интернет в тоннелях, о котором мечтают многие пассажиры, в ближайшее время вряд ли появится. Пилотный проект, который запустили в подземке несколько лет назад, пришлось свернуть: компания-поставщик отказалась от него по финансовым соображениям. Теперь о Wi-Fi в метро напоминает лишь оставленное оборудование: в тоннеле мы заметили вышку с брошенным ретранслятором.

Фото: Мила Князьская-Ханова

"Пока нет компаний, которые обеспечат интернет в тоннелях. Это довольно дорогой проект, на закупку и установку оборудования нужно сотни миллионов. К тому же между станциями довольно небольшое расстояние и почти везде ловит мобильный интернет", — говорят в метро.

Ремонт эскалаторов в цифрах: сколько времени и денег тратят в подземке

Эскалатор на плановый ремонт в киевском метро отправляют, даже если он исправен, когда "пробег" подъемника достигает 150 тысяч км. Обычно ремонт длится около 50 рабочих дней. За это время его практически полностью разбирают, а снятые ступеньки отправляют в мастерские. Каждый год ремонтируют от 8 до 10 эскалаторов. Стоимость ремонта на самом длинном подъемнике на "Крещатике" в 743 ступени — 10 млн грн, а починка эскалатора на "Арсенальной" обойдется в 7 млн.

Фото: Мила Князьская-Ханова

Капитальным ремонтом эскалаторов занимаются две бригады, в каждой – 24 человека. Работают круглосуточно, в три смены.

Фото: Мила Князьская-Ханова

Нормативными актами не установлены термины эксплуатации эскалаторов. В следующем году в метро проведут экспертизу подъемников, которые работают более 50 лет. По ее результатам будет принято решение о целесообразности их замены. Хотя они все исправны и острой необходимости в этом нет, говорят в подземке.

Фото: Мила Князьская-Ханова

Однако, если решение о замене эскалаторов все же примут – габариты тоннелей старых станций, в которых они расположены, позволяют установить четыре более узких подъемника, вместо трех, как сейчас на "Арсенальной".

"Просто раньше для этого не было необходимости – когда станцию проектировали, не было такого пассажиропотока, как сейчас", – говорит Николай Мягкий.

Напомним, метро на Троещину намерены построить уже до 2025 года. Будущая линия метро пройдет от Кольцевой дороги, возле аэропорта "Киев", Центрального ж/д вокзала, Подола, по Подольскому мосту, который строится, и завершится в районах Воскресенка-Кибальчича и Выгуровщина-Троещина с двумя электродепо.

Тем временем, строительство метро на Виноградарь откладывается. На прошлой неделе тендер на продолжение Сырецко-Печерской линии, размещенный на сайте госзакупок Prozorro, отменили.