Почему киевские трамваи сегодня не вышли на маршрут

18 декабря 2014, 10:13
Голодный бунт грозит остановить транспорт

Водители грозят забастовкой / Фото: Александр Яремчук

Сегодняшнее утро для киевлян началось с неприятного сюприза. Добраться на работу с помощью трамвая нельзя. В столице бунт, сотрудникам "Киевпастранса"  не платят зарплату с сентября и они требуют погасить задолженность. На грани выживания — 10 тысяч человек, некоторым уже нечего есть. Вчера доведенные до отчаяния люди вышли на пикет к Кабмину. В ответ власти снова пообещали погасить долги, да и то не полностью.

ПРОГОНЯЛИ СИЛОВИКИ. Вчера в 10 утра под Кабмином собралось несколько сотен человек. Водители, кондукторы, кассиры и контролеры, работники скоростного трамвая и электрички (те, кто утром не должен был выходить на линии). Требовали одного: отдайте зарплату, которую мы честно заработали. Акция обещала быть мирной: руководители профсоюзов попросили пикетчиков не перекрывать дорогу и не делать ничего радикального. Но с каждой минутой обстановка накалялась. Люди возмущались, почему им не могут заплатить — ведь предприятие зарабатывает деньги.

Реклама

Митинг у Кабмина. Транспортники требовали вернуть свои кровные. Фото: А. Яремчук

Долгое время к ним из Кабмина вообще никто не выходил. Позже выслали представителя секретариата Александра Ильенко, но все, что он смог — это забрать у протестующих листочек с требованиями. Водители скандировали: "Зар-пла-ту! Зар-пла-ту!" И если сначала угрозы остановить работу транспорта звучали не очень уверенно, то уже через час большинство было согласно пойти даже на такие жесткие меры. Варианты обсуждались разные: от "не выйти на линии всего на несколько часов" до "не выпускать автобусы и троллейбусы, пока полностью не рассчитаются".

Реклама

Конфликт. Доведенные до отчаяния люди перекрыли улицу Грушевского, но их остановила милиция. Фото: А. Яремчук

В порыве отчаяния люди перекрыли ул. Грушевского, задействовав для этого даже ехавшие по маршруту автобусы. Но уже через полчаса наводить порядок подтянулись больше сотни милиционеров. Создав живую цепь, силовики стали теснить народ с дороги. Никого не били, но избежать потасовки все же не удалось. Народ толкался и кричал: "Милиция больше бесплатно ездить не будет!", "Останавливаем транспорт уже сегодня!" Тем не менее через пару минут все оказались снова на тротуаре, а автобусы уехали. Позже и протестующие стали расходиться.

Реклама

НЕТ НА ЕДУ И ДЕТЕЙ. О своих проблемах каждый участник пикета говорит со слезами. "Люди голодают. Их выгоняют со съемных квартир из-за неуплаты. Водители питаются картошкой и килькой — даже на хлеб нет. У коллеги случился инсульт, парализовало левую часть тела. Так его продержали день в больнице и отправили домой — из-за того, что он ни за что не мог платить. А мы даже в коллективе не можем скинуться, чтобы ему помочь", — говорит контролер Ольга Николаевна.

Игнатенко Таня и ее муж Юра — оба сотрудники "Киевпастранса". Таня сейчас в декрете и на акцию протеста пришла вместе с трехлетним сыном Богданом и 10-месячным Колей. Она говорит, что семья выживает только благодаря "детским деньгам": это всего 1 тыс. в месяц. Елена Брезницкая из службы путей (проработала в КПТ 33 года) говорит, что залезла в долги, а помощь вынуждена просить у родителей-инвалидов, которые и сами нуждаются в уходе. Кондуктор троллейбуса Александр Злочивский признается, что уже четыре месяца не может оплачивать коммуналку. "Живем на зарплату жены. У меня восемь внуков, и ни одному из них я не могу купить подарок ни на День святого Николая, ни на Новый год. Как мне детям в глаза смотреть? Мы же честно выполняем свою работу", — с болью говорит он.

РЕШАТ ВМЕСТЕ. Что делать дальше и блокировать ли работу транспорта, сотрудники "Киевпастранса" планируют обсуждать уже на предприятии. "Нужно решать всем вместе. Чтобы не получилось, что часть эмоционально настроенных не выйдет на маршруты, а другие будут работать", — говорит глава профкома троллейбусного депо Виктор Григорьевич.

Власти Киева уверяют, что все силы бросили на решение проблемы с зарплатой. "В горбюджете нашли 27 млн грн на покрытие задолженности за сентябрь и часть октября. Но общая сумма долга по зарплате перед "Киевпастрансом" — около 80 млн, так что пока рассчитаться за все месяцы не сможем. В госбюджете тоже нет средств, чтобы погасить долг по перевозке льготников. Но этот вопрос обсуждается каждый день", — говорит первый замглавы КГГА Игорь Никонов.

В "Киевпастрансе" говорят, что собственных денег им на зарплаты не хватит, ведь только на топливо предприятие тратит 700 тыс. грн в день (21 млн в месяц). Для сравнения: на рекламе КПТ зарабатывает лишь 200 тыс. в месяц.