Прогулка по окрестностям ж/д вокзала в Киеве: дом с мудрыми совами и старик-ботсад

3 февраля 2018, 09:29
Здесь мы узнаем, куда исчез терминал в виде замка и пожалеем коня Щорса с украденной ногой

Улица Симона Петлюры / Фото: Анатолий Бойко

Статуя сахарозаводчику и украденная нога коня

Для любителей прогулок по Киеву рекомендуем прогуляться по дороге, которая ведет на Центральный ж/д вокзал. На углу бульвара Шевченко и улицы Симона Петлюры находится необычный трехэтажный серый дом под номером 2/4. Он построен в конце XIX века и использовался как мини-отель. Там останавливались состоятельные гости Киева. Известно, что 37 комнатами заведовал швейцар Артемий Самофалов.

Реклама

Рядом, на бульваре Тараса Шевченко, расположен и многострадальный памятник Николаю Щорсу на коне. Монумент в честь красного командира подпадает под закон о декоммунизации, его уже второй год обещают перенести в Музей монументальной пропаганды СССР, на ВДНХ. Памятник высотой 13,8 м был установлен в 1954 году. Весной прошлого года неизвестные вандалы спилили и украли ногу коня, но вскоре волонтеры приделали новую из гипса. Поговаривают, что экс-президент Украины Леонид Крачук, будучи студентом, позировал скульптору, который создавал этот монумент...

Кстати, до революции на этом месте стоял бронзовый памятник графу Алексею Бобринскому, основателю сахарной промышленности в Украине и железнодорожного транспорта. Его установили в 1872 году. Это был первый памятник, который установили не царю или военачальнику. Монумент демонтировали советские власти в 1926 году, несколько лет статуя стояла на хоздворе завода "Арсенал", а потом исчезла.

Реклама

Царская аллея каштанов и редкое дерево Будды

Рядом расположился один из старейших ботсадов Украины — им. академика Александра Фомина. Ботсад был заложен в 1839 году на пустыре и холмах при университете имени Святого Владимира (теперь им. Т. Шевченко).

Современное название сад получил в 1935 году — в честь его руководителя, который опекал сад более двадцати лет с 1914 по 1935 годы. На территории ботсада растут более 10000 разных видов растений, а некоторым из них более 200 лет!

Реклама

Кроме редких видов деревьев, таких как дерево Будды — бенгаленсис, корни которого находятся на поверхности земли, в оранжереи можно полюбоваться самой большой коллекцией кактусов. Здесь есть царская аллея каштанов, где растут самые старые каштаны Киева. Они были посажены еще в конце XIX века. Как гласит легенда, по аллее в свое время гуляли российские императоры, когда приезжали в Киев. Говорят, что после прогулки по аллее, Николай II в знак благодарности за уход за растениями подарил одному из садовников кольцо. Неподалеку от ботсада можно найти несколько интересных арт-объектов.

К примеру, петуха на лавочке, возле которого десятки прохожих ежедневно делают селфи и часть старого авто с новогодними украшениями.

Целебный ЮРОТАТ, мудрые совы и Гиппократ

Привлекает внимание и четырехэтажное здание персикового цвета в стиле неоготики на улице Симона Петлюры, 12. Одной из его домовладелиц была графиня Наталья Уварова, дочь сахарозаводчика Федора Терещенко.

Здание изначально было двухэтажным, где размещалась водолечебница с пансионом для больных, но в средине ХХ века к нему достроили еще два этажа. Знаковое здание и под №108/18, так называемый дом ЮРОТАТ (Южно-российское общество по торговле аптечными товарами), который построил аптекарь Адольф Марцинчик, заведовавший лучшим фармацевтическим учреждением в Киеве, на Крещатике. Кроме медикаментов там можно было купить зубные эликсиры и лечебную косметику. На сооружении можно найти римские колонны, мудрых сов, бюсты Гиппократа и Авиценны.

Вокзал в виде старого рыцарского замка

История Центрального ж/д вокзала Киева начинается с 1870 года.

Первый вокзал был сооружен в 1868—1870 годах и представлял собой двухэтажное здание из желтого кирпича в стиле английской готики и напоминал рыцарский замок. Увы, но здание пострадало от пожара. В 1907 году выделили деньги на временный деревянный вокзал, а фундамент под новый залили в 1914 году, но из-за военных действий "царский проект" так и не реализовали.

Нынешнее здание построили в 1927—1932 годах, правда, во время Второй мировой войны оно сильно пострадало. В 70-х провели реконструкцию главного вестибюля. В 2001 году вокзал был полностью реконструирован (тогда же был построен и Южный вокзал).

В верхней части вестибюля можно увидеть яркие полотна, обрамленные лепниной: Мариинский дворец, Брама Заборовского, Художественный музей, Оперный театр.

Станция "Вокзальная" с медальонами

У вокзала расположена станция метро "Вокзальная" (открыли в 1960 году). Сейчас станцией пользуются более 68 тыс. пассажиров в сутки.

Подземный вестибюль украшен большими чеканными медальонами. На них изображены события из истории Украины: князья в кольчугах, крестьяне с вилами, сюжет Переяславской рады с гетманом Хмельницким. И даже медальон под названием "За власть советов!", видимо у декоммунизаторов руки не дошли.

Фото: Анатолий Бойко