В Киеве разрушается 7-й автопарк: крыша может обвалиться, тросы проржавели, а пол стерся

27 февраля 2015, 10:17
Автопарк появился в 1973 году и имел изюминку: крытую парковку для автобусов с необычной куполообразной крышей

Реклама

Если вы думаете, что знаете Киев – вы ошибаетесь. Путешествовать по столице и открывать для себя город можно годами. Он необычен, таинственен, красив и уютен. Одно из самых захватывающих мест находится на окраине столицы, ближе к Бориспольской трассе. Если рассматривать его на карте Google, то складывается впечатление, что в Киеве давно и надолго пришвартовалась летающая тарелка. Но если подойти ближе, то надпись на воротах перед поржавевшим и обветшавшим "НЛО" будет гласить, что за ними – всего лишь киевский автопарк №7. Хотя к этому необычному архитектурному объекту вряд ли можно применить словосочетание "всего лишь". Он поражает воображение и захватывает. На вид холодный, темный, обветренный, хранящий в своих глубинах остатки былой транспортной славы, а на поверку одинокий, жаждущий внимания и словоохотливый "старик".

Когда-то это место было похоже на пчелиный улей. Тут сутки напролет кипела работа, отсюда в дальнюю дорогу во все направления разъезжались тысячи пассажиров. Люди и транспорт постоянно сновали туда-сюда, в цехах и мастерских кипела работа, а в кабинетах большой штат офисных сотрудников вручную вел трудоемкие подсчеты.

Киевский Автобусный парк №7 – крупнейшее и уникальное по своей архитектуре предприятие. Оно появилось в 1973-м году, и долгое время обслуживало рейсы, которые совершались в любую точку Украины. Его главная изюминка – большая крытая парковка для автобусов с необычной куполообразной крышей, под которой в свое время ночевали сотни машин. Кто-то настаивает на цифре 300, другие уверяют, что "Цирк" мог вместить не меньше полутысячи пыхтящих и ворчащих автобусов. Из-за необычной формы Автопарк №7 часто называли "Летающей тарелкой" или "Цирком". А все еще работающие тут водители с нежностью в голосе говорят о нем "Манеж" или "Барабан".

Реклама

Диаметр "Барабана" более 160 метров. В его центре стоит опорная башня. От нее до краев натянуто 186 тросов, на которых держатся сотни тяжелейших бетонных плит купола. Получается огромное свободное пространство площадью около 20 тыс. кв. метров с единственной точкой опоры по центру. Такая конструкция обеспечивала свободное маневрирование автобусов и удобную для транспорта парковку. А расположенные тут же мойки и цеха значительно ускоряли подготовку автобусов к выезду.

Сейчас тут также стоят автобусы. Но они уже давно не выходили на линию и вряд ли когда-то еще "фыркнут" парами бензина. Киевский Автопарк №7 нынче больше напоминает кладбище для транспорта. Тут так же уважительно тихо, пронзительно сыро. Иногда лают собаки-охранники, но скорее от любопытства. Животные прибегают посмотреть – кто же тут нарушает спокойствие "старческого" собрания парка. С потолка, под действием первых уже по-весеннему теплых лучей солнца, стекают грязные сосульки, свидетельствующие о протекании крыши, а ржавые дверки автобусов нервно скрипят под рукой любопытного визитера.

Реклама

Ранее это огромное пространство было живым и теплым. Здание отапливалось и зимой, внутри было около 25 градусов. Водители вспоминают – пулей мчались после рейса погреться в свой "Барабан". Таких зданий, как Киевский Автопарк №7, в мире было 3. По схожим проектам возвели автобусные станции в Санкт-Петербурге и Париже. Украинская осталась последней, да и ту обещают вскоре разобрать. Говорят, прохудилась крыша и может в любой момент обвалиться, поржавели тросы, просели бетонные плиты, стерся пол, посыпались стены. Исчезает, растворяется в истории города еще один, когда-то очень важный, а сейчас просто "объект".

"Работать у нас было престижно. В рейс не отправляли сразу нанятого водителя. Он должен был несколько лет отработать слесарем, наладчиком и только потом ему позволяли сесть за руль городского автобуса. Если он был хорошим водителем, у него была достойная характеристика, знания правил дорожного движения, нормальное здоровье – его отправляли по межгороду. И только самых лучших – в рейсы за границу. Мы ездили в Польшу, Болгарию, Чехословакию, некоторые капстраны, регулярно на Кавказ, Прибалтику. Ежедневно с нашего автопарка в дорогу отправлялось 65 рейсов. Платили за работу тоже достойно, давали премии, молоко за вредность, а водителей ночных рейсов бесплатно кормили. Всего у нас работало около 2 тысяч сотрудников", – вспоминает начальник участка Автопарка №7 Василий Швец.

"Когда-то посмотреть на удивительную конструкцию нашего автопарка приезжали и японцы, и американцы – восторгались его инженерным решением. А мы своим "Барабаном" гордились. Я не сомневаюсь в его надежности и теперь. Он крепкий, и если его довести до ума, то еще 20 лет выстоит. Взять хотя бы позапрошлогодний снегопад. Тогда очень много воды легло на его крышу. Но ведь она выдержала. И если сейчас применить новые технологии, то можно залатать щели и устранить протечку, а значит и остановить разрушение автопарка. Очень больно думать, что его вскоре может не стать. Но кто захочет потратить огромные деньги на его восстановление?", – говорит замдиректора предприятия Григорий Чича.