Виталий Кличко: "Новый городской коллектор прослужит более ста лет"

9 ноября 2017, 09:00
10 км туннеля под землей, 10 тысяч новых видеокамер на улицах столицы и 10 медпунктов в торговых центрах — в интервью с мэром Киева

ЧЕТВЕРТЬВЕКОВОЙ ДОЛГОСТРОЙ

— В Киеве за последние недели произошло немало событий. Но начать хочу с легендарного уже строительства второй ветки городского коллектора. Вы его действительно достроили?

Реклама

— Если говорить именно о фазе строительства, то да. Неделю назад состоялось торжественное открытие, так что этот объект теперь — не "легендарный" долгострой.

— В столице еще есть подобные долгострои?

— Разве что Подольско-Воскресенский мост.  А вторая (дублирующая) нитка коллектора стала "легендарной" за много лет до того, как мы за нее взялись. Документация по ее строительству почти того же возраста, что и независимая Украина. Решение-то о строительстве принималось еще в 1993 году.

Реклама

— Только путь к воплощению оказался долгим…

— Этому было много причин. Уже тогда, четверть века назад, все понимали, что старый городской коллектор приходит в негодность. Поэтому и принималось решение о строительстве коллектора-дублера. Но в 90-е годы прошлого века вообще было сложно начинать что-то масштабное. Поэтому планы раз за разом переносились. В 1999 году провели обследование первой нитки и уже официально признали ее аварийной и непригодной к эксплуатации. Но и это не ускорило работ.

— Но в 2000-е денег-то у города было уже больше. Почему же тогда не закончили?

Реклама

— На этот вопрос мне сложно ответить. Строительство шло очень медленно. Параллельно проводились новые обследования — в 2007-м и 2010-м годах, признавали, что ситуация катастрофическая, но... В общем, планировали завершить все работы к Евро-2012, но не закончили. Больше того, после 2012 года вообще финансирование остановили. И только в 2014-м, когда провели еще одно обследование, стало ясно, что оттягивать дальше никак нельзя.

— То есть после признания аварийным старый коллектор работал еще почти 20 лет?

— Он и сейчас работает. Полное переключение на новую нитку городского коллектора произойдет до конца этого года. Но то, что мы увидели в 2014 году, было ужасно. Глубина коррозии металлических конструкций — 15 см, а во многих местах она была настолько глубокой, что и замерить уже не представлялось возможным.

— Это убедило всех?

— Да. Должен сказать, что в тот момент нам не пришлось долго объяснять, что большая авария может привести к экологической катастрофе не только для Киева, но и в масштабах страны в целом.  Решение было принято и на уровне города, и на правительственном уровне. Это был масштабный и очень значимый проект стоимостью 1,3 млрд. гривен, две трети из которых выделил город и треть — правительство. Объем выполненных работ в 2015-2017 гг. оказался большим за предыдущее десятилетие.

— Это действительно много?

— Общая длина туннеля — 9 770 метров. То есть почти 10 км подземных работ, не менее сложных, чем при строительстве метрополитена. Ведь вторая нитка обеспечит надежный отвод сточных вод не только в районах правобережной части столицы, но и в пригородах на правом берегу — Вышгороде, Ирпене, Буче. При этом технически вторая ветка гораздо сложнее первой, да и материалы, которые использовались при строительстве, были самыми современными. Речь ведь не только о металлических и бетонных конструкциях, но и об антикоррозийном и гидроизоляционном покрытии.

— Коррозии глубиной 15 см в новой ветке не будет?

— Ни при нас, ни при наших детях. Гарантийный срок эксплуатации второй ветки киевского коллектора — 50 лет. Но это гарантийный. По оценкам специалистов, срок стабильной эксплуатации — сто лет, не меньше.

— Впечатляет. В историю думаете войти?

— Вот об этом как раз меньше всего думаем. Старый городской коллектор был введен в строй в 1970-м. Много ли сейчас в Киеве найдется людей, которые помнят, кто руководил тогда городом? Когда человек выходит на улицу и видит, например, посреди тротуара или во дворе огромную яму, тогда он, конечно, вспомнит и о городских властях, и о коммунальщиках. А когда ямы нет, никто не вспоминает. И это нормально. Ведь задача городской власти как раз в том, чтобы киевляне не испытывали подобных неудобств. Так что, честно говоря, когда мы ввели в эксплуатацию новую нитку коллектора, я выдохнул. Экологическая катастрофа в связи с аварией на коллекторе Киеву не грозит. И финансы, которые мы тратили на латание старой ветки, теперь можно использовать на другие, актуальные для города нужды. 

10 ТЫСЯЧ ВИДЕОКАМЕР

— Другие нужды — это установка камер видеонаблюдения, о которых в последнее время много говорят?

— В том числе — камеры видеонаблюдения. О них действительно много говорят, ведь безопасность сейчас выходит на первый план. История о похищенном на Оболони младенце, которая закончилась быстро и благополучно благодаря системе видеонаблюдения, сделал эту необходимость очевидной для всех. Хотя на самом деле в мире к необходимости массовой установки видеокамер пришли намного раньше. Я с этой системой познакомился три года назад, в Израиле. Как израильтяне относятся к вопросам безопасности, объяснять не надо. И причины этого — тоже. Я тогда вернулся в Киев и сразу поставил задачу начать установку видеокамер и создать дата-центр по обработке данных.

— Что могут эти видеокамеры?

— Распознавать лица и номера автомобилей. Компьютерная система способна сопоставлять лица с фотографий с лицами на цифровой видеозаписи с точностью до 90 процентов. Так уже были обнаружены и преступники, находившиеся много лет в розыске.

— И все же далеко не во всех случаях, когда совершаются преступления, есть видеозаписи, которые помогают их раскрыть.

— Это означает, что видеокамер в столице все еще недостаточно. Сейчас установлены 4 тысячи — во всех детсадах, школах, объектах социальной сферы. Таких 1750 камер. Также они есть на некоторых станциях метро, на 5 столичных мостах, центральных площадях и в ключевых местах скопления людей. До конца года планируем установить еще 2 тысячи видеокамер. Сейчас подключаем к нашему дата-центру видеокамеры частных структур. Но, конечно, этого количества недостаточно. Поэтому план по установке на 2018 год — еще 10 тысяч. И это тоже не предел. В Лондоне, например, около миллиона видеокамер, и я уверен, что вовсе не потому, что британцам некуда девать деньги. Когда в Киеве не будет правонарушений в общественных местах, оставшихся вне поля зрения видеокамер, тогда задачу можно будет считать выполненной.

"БУДЕМ ТРЕБОВАТЬ РЕШИТЬ ВОПРОС ЦЕНЫ НА ГАЗ, ПОКА НАС НЕ УСЛЫШАТ"

— Хватит ли финансирования на эти планы? Ведь расходы городского бюджета растут, и одновременно растут изъятия в центральный бюджет.

— Проблемы, о которых вы говорите, существуют. И порой возникают совсем не по объективным причинам. Самый актуальный пример — нерешенность вопроса цены газа для структур бюджетной сферы. Недавно СМИ написали о том, что в музее Ханенко рекордно низкая температура, которая угрожает сохранности произведений искусства. А вся проблема в том, что до сих пор не урегулирован вопрос цены на газ для бюджетных учреждений.

— Разве его не установили еще в прошлом году?

— Есть два тарифа. Цена газа для обогрева больниц, школ, детсадов и бюджетных учреждений составляет 7,9 тысяч гривен за тысячу кубометров. А в тарифе на производство тепловой энергии заложен газ по 4,94 тысячи. Возникает разница, которую должен кто-то погашать, иначе у поставщиков тепла возникнут огромные долги. Собственно, они уже накапливаются. Я накануне отопительного сезона обращался к Кабмину с требованием решить проблему. Мы не могли ждать и начали подключать к отоплению больницы, школы и детсады. Теперь уже подключили и вузы, колледжи, и музеи, потому что речь идет о здоровье людей и сохранности произведений искусства. А проблема до сих пор не решена. Обратились повторно к Кабмину и НКРЭКУ. Надеемся, что услышат.

— Услышат ли?

— Надеемся, там тоже понимают всю серьезность проблемы.  

К ВРАЧУ — НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО В ПОЛИКЛИНИКУ

— Парламент принял медицинскую реформу. Как это отразится на медицине в Киеве?

— Опыт показывает, что лучше не ждать реформ, принимаемых на центральном уровне. Мы уже делаем то, что можем, для улучшения ситуации со здравоохранением в столице. В Подольском районе введена система онлайн-записи к врачам, которую мы распространяем и на другие районы столицы. Это, конечно, только один шаг к тому, чтобы сделать медицинские услуги более доступными для киевлян. Ещё один — проект "Врач в вашем доме", который мы презентовали на днях.  Суть его в том, что появятся стационарные пункты медицинского обслуживания в торговых центрах, в центрах предоставления админуслуг и т. д. И киевляне, у которых нет времени или возможности обратиться в медицинские учреждения, смогут воспользоваться сервисом в таких пунктах.

— Когда и где они появятся?

— Пока это эксперимент, который в течение двух месяцев будет проводиться в Подольском районе. Такие пункты оборудованы в Центре админуслуг Подольского района, в коммунальных аптеках "Фармация", появятся в нескольких торговых центрах. Всего их будет десять. В них работают терапевты, которые проконсультируют, а при необходимости направят к специалисту. В таких пунктах можно будет пройти самое элементарное тестирование — на сахарный диабет, на СПИД, измерить давление. Я воспользовался таким экспресс-тестированием — заняло несколько минут. Теперь надо, чтобы все это прижилось на практике. Приживется — расширим проект на весь город.

— Одно из наиболее резонансных событий последней недели — трагедия на Оболони, где маршрутка сбила насмерть двух человек, выходивших их троллейбуса. Как отреагировала власть?

— С водителем разбираются правоохранительные органы. Наша же задача — со своей стороны предпринять меры, чтобы такие трагедии не повторялись. Я поручил проверить всех перевозчиков — их лицензии, стандарты работы, техническое состояние маршруток, профессиональный стаж водителей, состояния их здоровья. Проверка жесткая — за нарушения будем добиваться лишения лицензий. Но мы понимаем, что в перспективе нужно отказываться от маршруток, которые не обеспечивают необходимый уровень сервиса и безопасность пассажиров. Мы закупаем все больше новых автобусов и троллейбусов, чтобы создать альтернативу маршруткам, вытеснить этот вид транспорта со столичных улиц.

— И еще о транспорте. Когда будет реконструкция фуникулера?

— В следующем году вагоны фуникулера заменят современными, где все требования безопасности и комфорта соответствуют европейским. Но новый фуникулер — это часть большого проекта по созданию нового туристического маршрута. Начинаться он будет с Пейзажной аллеи, которую кардинально обновят к весне, продолжится на пешеходном мосту, который построят от Арки Дружбы народов до Владимирской горки, и дальше — через фуникулер — поведет на Подол. Это будет удобно и для туристов, и для киевлян.

Сергей Афонин