Жизнь киевского трамвая: водители дают имена вагонам, опасаются собак и ловят влюбленных

26 января 2015, 14:17
История и современность удивительного столичного транспорта

Большинство водителей сейчас — женщины. Мужчины ушли / Фото: Сергей Николаев

Киевский трамвай — это уникальный транспорт. Если не считать скоростной линии, соединяющей железнодорожный вокзал и край Борщаговки, он будто застыл во времени — красно-желтые вагоны, которые не менялись уже десятки лет, уставшие колеи, понемногу закрывающиеся маршруты. Одна моя подруга называет его "абсолютно обездоленным транспортом с романтикой маргинесов" — и с этим, пожалуй, стоит согласиться, ведь в последнее время все больше линий закрывается, а существующие едва-едва ремонтируются. "Сегодня" покаталась на трамваях и узнала, как изменилась культура, кого боятся водители и сколько приходится стоять в пробках.

— Сейчас большинство водителей трамваев — женщины, — говорит Александр из Подольского депо. Мы едем на 14-м трамвае, от Контрактовой до Автогенного завода. На улице резкий ветер, холодно, временами выглядывает солнце. Людей мало. — Мужчины уходят. Кто в подземку, кто на железную дорогу. Там платят больше, да и коммуникации с пассажирами меньше. Остались только ветераны, те, кто долго работал. Так где-то с 1995 года. И правильно — у женщин реакция более развита, да и привязываются они, говорят: "Мы без трамвая жить уже не можем". Это на паровых и конных были мужики, но там и работа тяжелая была...

Реклама

История. Александр Шарафан показывает прошлое. Фото: Сергей Николаев

...Первый трамвай появился в Киеве в 1891 году. Линия была небольшой – от нынешней "Лыбедской" до нынешней "Олимпийской". Позже ее продлили по Крещатику до Европейской площади. Это была конка, так что в качестве тягловой силы использовались лошади. В ровных местах — четыре, на подъеме — шесть. Езда была крайне тяжелой, поэтому животные быстро выбивались из сил и погибали. Поэтому вскоре конку заменил паровой трамвай, который, впрочем, тоже долго не продержался — он шумел, сыпал искрами, пугал людей и жег дамам платья.

Реклама

— Самая большая проблема — машины. Их очень много. Бывает, остановятся прямо на рельсах, включат габариты — а ты стой, жди, пока он уедет. На днях так несколько часов простояли. До пятидесяти задержек в день из-за машин. Еще проблемный участок — улица Глыбочицкая. Здесь подъем, трамвай идет юзом, не может подняться, если рельсы покрыты снегом и льдом. Сейчас нам везет — рельсы на Глыбочицкой чистые, трамвай идет ровно.

На Подоле. Сейчас дорога чистая, но часто она забита машинами. Фото: Сергей Николаев

Реклама

...Поначалу люди боялись диковинного транспорта, поэтому перед паровым трамваем, который катился в Пущу, скакал всадник и трубил в рог. А к дачному сезону готовили специальный "линейный вагон" — с крышей, но без стекол. Поскольку все места между лавками были завалены мешками и сумками, снаружи была набита специальная планка, по которой передвигался кондуктор.

— Сейчас есть приказ — обеспечить все маршруты кондукторами, — рассказывает начальник маршрута Владимир Котляр, который присоединился к нам на "Лукьяновской". Здесь людей стало значительно больше, появились стоячие. Женщина-кондуктор постепенно обилечивает всех. — Пробовали без них, но водитель не справляется, выручка не собирается, а ведь каждые полторы гривни — это наша зарплата. Но работа сложная и опасная, особенно вечерние смены — до драк доходит, настолько люди не хотят эту мелочь платить. И пьяных много.

Кондуктор. Опасная профессия, особенно вечером. Фото: Сергей Николаев

...Профессия водителя трамвая до революции была крайне престижной. Поначалу туда брали только мужчин (потому что работа тяжелая). У них была сияющая чистая форма, они знали иностранные языки и имели образование. И конечно, подавали дамам ручку при входе и выходе. Продержалось это, впрочем, недолго.

— За 11 лет, что я работаю, все изменилось к худшему, — говорит Котляр. — Я водил трамвай раньше. Бывает, смену отработаешь — и едва сдерживаешься. Люди забыли, что такое "трамвайное преимущество". Особенно водители "крутых" машин и маршруток — подрезают, могут зацепить. Мы учим своих водителей, мол, уступи дураку дорогу, предусмотри.

Трамвай уже практически забит, но катится резво. Дорога, к счастью, чистая.
— Вообще, траффик усилился. Лет пять назад, помню, водитель выехал в три часа с Контрактовой — и только в восемь прибыл на Автогенный. Пробки, сплошные пробки. Бывает, стоять приходится от двух до шести часов — из-за незаконной парковки в основном...
— А сколько смена занимает?
— От шести до восьми часов. Когда-то были двенадцатичасовые, но их запретили. Люди и так устают. Особенно в вечернюю смену...
— Много проблем?
— Много. Криминала много. Карманники те же. Был случай, когда водитель перед ними дверь закрыл — ну, давно ездит, вычислил — так его подстерегли и ножом пырнули. Пьяные тоже стараются. Подходит компания: "Здесь останови!". Водитель не имеет права этого делать. Так его вытащили и избили. Есть такие, что на рельсы ложатся. Когда-то на Щекавицкой еду — лежит мужчина, в красивом белом костюме. Я его — он дружков вызвал, окружили машинами. К счастью, обошлось.
— А более веселые истории есть?
— Ну, как веселые... — Владимир задумывается. Трамвай покидает "Берестейскую". — Есть трамваи-двойники. Так вечером, — мы, конечно, вроде как права не имеем, но и выбора тоже, — если едет без кондуктора водитель, второй вагон блокирует. И как-то подходит к такому водителю пассажир и говорит, мол, смотри, у тебя в закрытом вагоне кто-то есть! Тот на остановке пошел смотреть — а там парень с девушкой... хм... воспользовались ситуацией.
— Многие трамваи расписаны граффити...
— О, да. Такое встречается. Дети балуются. Мы, естественно, ловим, вызываем родителей, чтобы оплатили покраску вагона — а это тысяч семь-восемь гривен. Бывает, конечно, просятся — не звоните родителям, сами отмоем... Иногда камнями кидаются — однажды осколки попали в лицо водителя. Родители оплатили лечение в итоге.

Проблемные автомобили. Очень часто подрезают трамваи, а то и пытаются втиснуться между ними. Фото: Сергей Николаев

СИДЕЛИ СУТКАМИ. Мы почти подъезжаем к конечной. Там ненадолго выходим — водители могут пообедать, пообщаться, просто подышать свежим воздухом. Вспоминают разное. К примеру, два года назад, когда Киев замело снегом, водителям трамваев пришлось несладко.

— Электричество и снег — плохое сочетание, — смеются они. — Некоторые стояли в снегу около недели, вызволяли по три-четыре дня, вагоны горели. Люди дежурили прямо в трамваях, руководство развозило чай и бутерброды. Ну а как оставишь — один так бросил на конечной, вернулся и увидел полностью размалеванный трамвай без зеркал... Ночевали, менялись сутки через сутки.
— А приметы есть плохие?
— Есть. Если водитель сбивает собаку — на 2—3 дня от работы отстраняется. Потому что не к добру.

На конечной. Водители устраняют мелкие проблемы, убирают и разговаривают о жизни. Фото: Сергей Николаев

ЛАСТОЧКА И ЦЫГАНЕ. Мы переходим в 15-й трамвай, который едет от Автогенного до Старовокзальной, где знакомимся с Аленой — она возит пассажиров уже 12 лет.
— Это моя Ласточка, — ласково поглаживает поручень. — Они же у нас живые. Кто лапочкой зовет, кто ласточкой, кто как к мальчику обращается, кто как к девочке. У меня вот — Ласточка. Каждый день езжу, четыре круга, восемь раз туда-обратно... Каждый стычок знаю, каждый светофор, могу вести с закрытыми глазами — а все равно интересно. Потому что за каждым оборотом новые люди, новые пассажиры.

Кабину Алена украсила по-своему — сама пошила уютные шторки, к приборной панели прикреплены монеты — доллар, евро и рубль. Мол, на богатство, их Алена купила на Андреевском спуске. В год Лошади висела лошадка, которую потом сменила козочка.

Кабина. Монеты "на богатство", иконки — чтобы охраняли. Фото: Сергей Николаев

...В мире существуют двухэтажные трамваи. В Киеве тоже был подобный проект под названием "Империал", но дальше проекта дело не пошло (приблизительно 1900 год). Вмешалась… церковь. И запретила подобные выходки, ведь при подъеме на второй этаж дамы могли обнажить щиколотку, что противоречило всем моральным и духовным принципам.

— Люди обозлились... Бежит — подождешь, а "спасибо" не услышишь. Вечером никто платить не хочет. Выхожу обилечивать — а в ответ: "Ты кто?". Я, говорю, водитель. А мне — "так садись и едь".
— Вы во вторую смену работаете?
— Да, вечером. Опасная смена, конечно. Цыгане заходят — на Лукьяновской и Берестейской. Как-то зашли, я девушке кричу: "Смотри за сумкой!". Она замешкалась — а кошелька уже нет. Хотя я стараюсь не вмешиваться. Могут подождать, пока одна буду ехать в пустом вагоне — и все... Конечно, я могу за себя постоять, но как-то не хочется. Хотя совесть не дает молчать. Ехал как-то молодой человек, поставил кулечек рядом и уснул. Зашли двое, схватили кулек — и ходу. Я вышла, бужу его, а он — да ладно, и дальше спит. А на Лукьяновке дядю обчистили, вышли — и машут мне ручками, мол, тихо себя веди...

...Где-то в 1912—14 году в Киеве произошло собственное "Большое ограбление" — за несколько десятков лет до британского "Большого ограбления поезда". На конечной в Пуще-Водице молодой человек, видимо, студент, дернул за веревку тормоза, остановил состав, из леса сыпанули его подельники и ограбили всех пассажиров.

— А с машинами как?
— Сложно. Раньше водителей общественного транспорта уважали. А сейчас презирают. Как-то едет навстречу джип и фарами мигает, мол, уступи дорогу. А я же на трамвае! Я остановилась, вышла, стала рядом — думаю, если врежется, то пускай уже. Но объехал...

...13 июня 1892 года открылся регулярный электротрамвай, который ехал с Европейской до Контрактовой и обходился киевлянам в пять копеек за тарифный участок. Трамваи катались по всему Киеву, даже по крутому спуску улицы Круглоуниверситетской. Мало того, и в Бровары люди могли ездить по рельсам — правда, на бензиновом трамвае. Сейчас же "самый экологичный" медленно умирает — хотя вагоны понемногу ремонтируют и обещают открыть новые направления. Например, соединить левый и правый берег по Подольско-Воскресенскому мосту. Но до этого еще очень долго...