— Сергей Александрович, что можно назвать самым сложным в вашей работе? Ведь на первый взгляд кажется, что здесь нет ничего такого — знай себе за веревочки дергай...
— Самое сложное — это сами куклы, то есть инструмент, с которым мы работаем. Ведь их модификаций и способов управления существует великое множество, к тому же, все время появляются какие-то новинки в этой области. Освоить куклу, а потом сделать так, чтобы она ожила, была интересна для зала — весьма непросто. Это нелегко и физически в том числе: есть куклы очень тяжелые, неустойчивые. А есть наоборот — очень легкие, но с ними нужно обращаться чрезвычайно деликатно, не просто дергать. Классическая марионетка, где все подвешено на нитках — непростая в управлении, с ней надо быть осторожным. Самое приятное в нашей работе — то, что у нас самый благодарный зритель, то есть дети. Это чистый восторг — их реакции, их оценки происходящего на нашей сцене, высказанные с детской непосредственностью, их звонкий смех, даже их слезы.
— А вы берете кукол с собой для репетиций дома?
— Нет, лично я не забираю кукол домой. Для меня в первую очередь важно, чтобы появилась "мышечная память" — кукла, как мы говорим, должна сесть на руку. Причем эта самая мышечная память помогает и голове тоже — не держа в руках куклу, я не вспомню текст сказки! Но стоит мне взять ее в руки, как все моментально вспоминается. Поэтому главное — не забыть перед спектаклем пощупать куклу, пообщаться с ней — это мой обязательный ритуал. Если я этого, не дай Бог, не сделаю, то начинаю очень сильно волноваться. Нужно проверить ниточки, палочки, убедиться, что все нормально. Но я знаю и актеров-кукловодов, которые брали куклы домой и часами там репетировали перед зеркалом.
— Надолго этой памяти хватает кукловоду? Взяв в руки куклу, с которой не работали многие годы, сможете вспомнить текст роли?
— В молодые годы, когда возвращался из отпуска в театр, брал куклу и возникало тревожное ощущение, что она тебя забыла и ты ее забыл. А вот с годами срок этой самой мышечной памяти только удлиняется. Вообще-то, мне на самом деле непонятно, кто управляет — актер куклой или кукла актером. Мы с ней — единое целое. Если с куклой что-то не так — например, рука плохо двигается, то мне кажется, что и со мной что-то происходит, руки начинают болеть.
— Для обычного театрального актера самое страшное — это выйти на сцену, совсем не зная текста роли. А что самое ужасное может случиться с кукловодом во время представления?
— Ой, это когда кукла ломается на спектакле. Зачем далеко ходить... Совсем недавно мы давали "Питера Пена". Я там играю Капитана Крюка и у меня во втором действии, во время боя с Питером Пеном, отпала трость — та, которая управляет рукой с наводящим ужас крюком. Я тут же начал бешено вертеть куклой и крюк начал летать сам по себе. Так что для нас самое важное, чтобы ничего не приключилось с куклой. Если что-то случается на виду у всего зала — это всегда катастрофа, тут надо быстро соображать, находить выход из ситуации. А вот текст нам всегда могут подсказать — мы же находимся за ширмой.
Читайте также: Артисты кукольного театра получают 3500 грн, а кукол одевают в секонд-хендах
— Скажите, ваш опыт, талант кукловода как-то, в буквальном смысле, играет вам на руку в реальной жизни, в быту?
— Не знаю, как насчет быта, но общее мировоззрение точно меняется: мы же занимаемся тем, что оживляем неживой предмет. Я сейчас практически в любом находящемся вокруг меня предмете вижу какой-то повод для игры! В этом смысле, кстати, мне очень легко устанавливать взаимосвязь с маленькими детьми.
— Вы много гастролировали по миру?
— Кукловоды, кукольники очень любят фестивали. Я никогда не забуду гастроли в Японии в начале девяностых — в небольшом городке собралось, не поверите, несколько сот кукольных театров со всего мира. Мы выстроились с куклами всех возможных цветов и видов в огромную колонну и сами были потрясены происходящим — привыкли ведь к тому, что нас мало, что мы такие вот камерные. А тут — целый парад, на котором нас приветствует ликующая толпа!