Основой для создания НБР глава государства предлагает сделать управление по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Службы безопасности.
При этом Виктор Ющенко намерен оставить за собой право назначать и увольнять директора бюро. В МВД, Генпрокуратуре и СБУ считают, что президентская инициатива требует дополнительного обсуждения и готовы выступить с альтернативными предложениями.
Согласно предложениям президента, на "правоохранительный государственный орган специального назначения", возлагается задача обеспечить "организацию и ведение системной борьбы с коррупцией и преступлениями, связанными с коррупцией".
Предполагается, что это ведомство будет напрямую подчинено главе государства. Свое несогласие с инициативой Виктора Ющенко уже выразили руководители других ведомств – МВД и ГПУ.
"Если мы начнем создавать совершенно новый орган, минимум год уйдет на организацию работы, а у МВД уже есть элитное подразделение, обладающее соответствующим опытом", – говорит министр внутренних дел Юрий Луценко.
Не менее спорной является статья, в которой говорится о будущем руководителе НБР. "Руководство деятельностью Национального бюро расследований Украины осуществляет его директор, который назначается и увольняется президентом", – говорится в законопроекте.
"Если в законе будет прописано именно так, он не пройдет. Парламент в жизни не поддержит законопроект, не предусматривающий его участия в этом процессе", – уверен первый заместитель генпрокурора Сергей Винокуров.
Назначать главу НБР, который, по президентскому законопроекту, должен быть не моложе 35 лет, иметь юридическое образование и стаж работы в правоохранительной системе не менее 10 лет, предлагается сроком на семь лет.
При этом указывается ряд причин, по которым полномочия директора НБР могут быть прекращены досрочно, в том числе за нарушение присяги. Отдельный пункт оговаривает право президента увольнять главу НБР "при других обстоятельствах".
Юристы СП разработали беспрецедентные для НБР полномочия. Предполагается, что это ведомство будет проводить дознание и досудебное следствие в отношении чиновников первой-третьей категорий, судей, депутатов местных советов, сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, у сотрудников бюро появится право беспрепятственно получать информацию из справочных систем и баз данных Верховного суда, ГПУ, Нацбанка, АМКУ, ФГИ, а также предприятий и организаций всех форм собственности.
В законопроекте предусмотрено право сотрудников НБР знакомиться с документами, содержащими коммерческую тайну и конфиденциальную информацию.
Отдельным пунктом прописано право сотрудников НБР беспрепятственно получать от банков информацию, содержащую банковскую тайну.
Учтено в документе и замечание президента о том, что НБР должно стать "ведомством с широкими полномочиями, главная задача которого – формировать государственную антикоррупционную политику".
Так, законопроектом предусмотрено право сотрудников бюро "направлять центральным и местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предложения относительно устранения причин и условий, способствующих коррупции".
Впрочем, проект закона, подготовленный юристами СП, не единственный. Свое видение того, каким должен быть единый антикоррупционный орган – Антикоррупционное бюро Украины, ранее уже продемонстрировал народный депутат Геннадий Москаль.
Сначала он предлагал подчинить АБУ президенту, но позже, переработав документ, причислил его к исполнительной власти и предложил подчинить правительству.
Свой вариант такого законопроекта разработала и Служба безопасности. Одним из основных отличий этого документа от законодательной инициативы главы государства является способ формирования НБР.