Как восстанавливали трамвайное движение в Киеве после войны

До конца 1946 года трамвай был и оставался главным и единственным перевозчиком пассажиров в столице

Во время второй мировой войны на левом берегу Киева трамвай понес невосполнимые потери: были разграблены и полностью уничтожены трамвайное депо им. Фрунзе, дистанция пути, тяговая подстанция – все здания и подвижной состав (68 моторных и прицепных вагонов) были сожжены, путь разобран и использован оккупантами для строительства оборонительных сооружений, а 25 километров контактного провода было срезано и вывезено в Германию.

С конца сентября 1943 года Киев стали покидать немецкие фирмы и их сотрудники. При этом старались вывезти все, что было возможным: оборудование, металл, особенно цветной, и другие ресурсы.

Реклама

В период оккупации в Киеве и области, несмотря на жесточайший террор, успешно действовали подпольные организации. Одной из крупнейших и эффективно действовавших в Киеве организаций была подпольная организация "Киевский трамвай".

В середине октября 1943 года в одном из закрытых помещений депо им. Шевченко (ул. Горького 52-54) собрались представители подпольных организаций киевского трамвая с целью разработки и осуществления мер по сохранению предприятий от уничтожения их оккупантами. На совещании были намечены меры по сохранению киевского трамвая: рассредоточение подвижного состава по тупикам и кольцам, сокрытие ценного оборудования, инструментов и материалов и т. д., а также о назначении дежурной охраны предприятий. Эти мероприятия осуществлялись до самого освобождения города. А в середине октября 1943 года трамвай был остановлен.

screenshot_1_26

Реклама

В ноябре 1943 года освобожденный Киев представлял собой вымерший город – практически без жителей, без воды, без электроэнергии, без городского транспорта, с вырубленными парками и садами, с взорванными и сгоревшими домами, с Крещатиком, который рваной раной зиял на теле города, с ликвидированной промышленностью и доведенным до крайнего истощения городским хозяйством, в том числе и с трамвайным хозяйством.

Стояла непривычная тишина, пахло дымом и гарью, местами еще догорали взорванные здания и промышленные объекты. На стенах домов еще висели приказы немецкого командования и городской администрации, на тротуарах и мостовых, покрытых толстым слоем опавших листьев, валялись консервные банки, сигаретные коробки, обрывки газет, книг и журналов, а также обрывки документов учреждений и организаций оккупантов.

Убегая из Киева и выполняя приказ о полном уничтожении города, оккупанты минировали, поджигали или взрывали важнейшие городские объекты, в том числе ж/д вокзал, Киевский университет, Мариинской дворец, публичную библиотеку, цирк, дом обороны, часть зданий КПИ и ряда других институтов, частично электростанции (КРЭС и ЦЭС), водопровод, хлебозаводы, железнодорожное хозяйство, в том числе пути, депо и многое другое. К счастью, подпольщикам киевского трамвая удалось сохранить от уничтожения почти все трамвайные и троллейбусные депо и службы, значительную часть подвижного состава, завод, свои электростанции и часть подстанций, дистанции пути, большую часть трамвайного пути и частично контактную сеть. Не удалось лишь сохранить трамвайное хозяйство на левом берегу – полностью уничтоженное.

Реклама

screenshot_4_06

Вследствие военных действий и эксплуатации в период оккупации все основные средства киевского трамвая были доведены до крайности и требовали восстановительных ремонтов. При этом наибольший ущерб был нанесен контактной сети и пути.

Уже утром 7 ноября 1943 года был издан приказ № 1 по Управлению киевского трамвая, которым восстанавливалась его организационная структура и началась практическая деятельность всех его предприятий после освобождения города. Это был, пожалуй, самый первый приказ в Киеве о начале деятельности предприятия из всех других городских предприятий и организаций.

screenshot_2_11

Так ездили киевляне на трамваях в 1944 году

До войны (1940 г.) протяжение трамвайных путей составляло 210,7 км.о.п. За время оккупации было разрушено или повреждено 39 км.о.п, в том числе 30 км.о.п пассажирских путей и 9 км.о.п грузовых, служебных и парковых путей. Для восстановления путевого хозяйства предстояло выполнить огромный объем работ. В частности, очистить пути от навалов кирпича и щебня после взрывов, убрать заграждения и баррикады от металлолома, убрать пути от завалов и каменной кладки после взрывов мостов, очистить пути от поваленных деревьев, засыпать вырытые окопы под путями и воронок от взрывов снарядов ит.д.

screenshot_5_05

В результате выполненных работ по пути и сети были проведены в состояния пригодное для эксплуатации, правда с ограниченной скоростью, несколько маршрутов. В январе 1944 года начали работать следующие маршруты: №13 (Красная пл. – Галицкая пл.), №9 (Красная пл. – ул. Красноармейская), №7 (Бессарабка – ул. Полевая), №11 (Красная пл. – Петропавловская пл.), №1 (Площадь героев Перекопа – Завод им. Дзержинского), №4 (Площадь героев Перекопа – Кабельный завод). Однако, все эти маршруты в первом квартале 1944 года работали с большими перебоями из-за нарушений в электроснабжении. Кроме того, еще с 10.12.1943 года стала работать восстановленная грузопассажирская линия Буча – Пуща-Водица –Петропавловская пл., крайне необходимая городу для вывозки топлива и стройматериалов в том числе 16 и 19 метровых бревен для восстановления мостов. Из-за отсутствия здесь электроэнергии эта линия стала работать на тепловозной тяге. Здесь работали от 2 до 4 тепловозов с прицепными грузовыми трамвайными платформами, которые на Петропавловской пл. перецеплялись к моторным трамвайным вагонам и далее следовали в город на электротяге.

На 1 января 1944 г. общее протяжение путей составляло 171,7 км.о.п, в том числе эксплуатируемых путей 129,7 км.о.п и не эксплуатируемых – 42 км.оп.

Начиная с февраля по ноябрь 1944 года было восстановлено разрушенных и поврежденных путей 68 км.о.п., капитально отремонтировано 2 км.о.п. и построено новых – 4,5 км.о.п.

screenshot_6_02

После выполнения этих работ было введено в эксплуатацию еще 6 маршрутов, а именно №22 (Бессарабка-вокзал), №6 (Галицкая пл. – ж.д. пересечение), №12 (Красная пл. – Пуща-Водица), №2 (пл. Героев Перекопа-вокзал), №15 (пл. Героев Перекопа – Красноармейская) и №10 (Завод им. Дзержинского – вокзал). Таким образом, в течение 1944 года было введено в эксплуатацию 12 маршрутов общим протяжением 145 км.оп. Однако, из-за неудовлетворительного состояния пути и подвижного состава устанавливался только последовательный режим движения (15-20 км/ч). Время работы пассажирского движения устнавливалось с 630 – 700 часов до 20 часов.

В декабре 1943 года и в январе-феврале 1944 года работниками Служб пути и зданий и Энергохозяйства КТТ были построены две временные грузовые ветки по четной и нечетной сторонам Крещатика для вывоза на Лыбедскую свалку строймусора от разрушенных зданий и подвоза стройматериалов. Эти две ветки проработали до середины 1946 года.

screenshot_7_01

За 1944 год было перевезено 24,8 млн. пассажиров, что составляло всего лишь 9% перевозок 1940 года (278 млн. пассажиров). Было также перевезено 28 тысяч тонн различных грузов в основном с Крещатика и с Пуще-Водицы. На довоенный уровень по объему пассажироперевозок киевский трамвай вышел лишь к 1960 г. Следует отметить, что практически до конца 1946 года трамвай был и оставался главным и пока единственным на то время перевозчиком пассажиров в нашем городе, ибо те два – три десятка разбитых троллейбусов и автобусов (вместе) ещё не играли сколько-нибудь существенную роль в обеспечении внутригородских пассажироперевозок. В дальнейшем еще долгие годы трамвай все еще оставался главным, но уже не единственным видом общественного транспорта в городе до 1960 года. Так, в этом году объемы пассажироперевозок между видами городского транспорта распределились следующим образом, млн. пассажиров:

• трамвай – 284,4
• троллейбус – 177,9
• автобус – чуть более 50

С развитием сети метрополитена, начавшийся в конце 1960 года, трамвай постепенно стал утрачивать свою главенствующую роль. Однако, киевский электротранспорт (трамвай и троллейбус вместе) еще до 1984 года осуществлял до 50% всех внутригородских пассажироперевозок.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63606.48

Bitcoin Cash (BCH)

482.97

Binance Coin (BNB)

600.21

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

27.02

Litecoin (LTC)

86.65

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.67

Евро (€)

42.52

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять