Улица Фрунзе в Киеве: останки мамонтов, лучшие сорта пива и древнейшая Кирилловская церковь

28 ноября 2014, 08:15

Кириченко Леся Кириченко Леся

В XIX веке на улице одновременно проживали около 15 долгожителей, преодолевших столетний возраст

Киевский Подол богат своей историей. Начать прогулку по улице Фрунзе предлагаем от метро "Контрактовая площадь". Много тысяч лет назад тут пробегали мамонты, первобытные люди строили свои землянки, а во времена Киевской Руси киевляне отчаянно оборонялись от орд хана Батыя. Не обошлось и без мистики. В XIX веке на улице одновременно проживали около 15 долгожителей (!), которые преодолели столетний возраст. Одни это поясняли ведением здорового образа жизни, другие — чарами местной колдуньи. Улица не всегда называлась именем военачальника Михаила Фрунзе. Она была Плоской, Кирилловской и Ежова (комиссар внутренних дел СССР). На днях депутаты Киеврады решили вернуть улице ее историческое название — Кирилловская.

Реклама

ЦАРСТВО БРАКА

kiev_hram_konstantina_i_eleny_7384379__

Церковь Константина и Елены, она же — храм Святого Димитрия Ростовского (ул. Фрунзе, 6/8) по документам известна с ХVІI века. Ранее она была деревянной и сгорела при пожаре, но благодаря меценатам ее отстроили из камня. Стояла она на месте нынешней школы № 17. В советские времена ее разрушили, уцелела лишь трапезная, которая и носит историческое название. Тут можно поклониться иконам святых Дмитрия Ростовского и Луки Крымского. Святые Константин и Елена — покровители брачующихся, потому те, кто хочет обрести гармонию в супружеской жизни, могут обратиться к ним.

ДОМ ВОДНИКОВ

Реклама

gardenin_frunze_7384380__

Трехэтажный особняк с лепниной (ул. Фрунзе,11) был построен в 1889 году. В нем проживал предприниматель прусского происхождения Фердинанд Ницке. Он владел заводом, который производил оборудование для винокуренных заводов и ремонтировал паровые машины. Но из-за конфликта с братом, который являлся еще и соучредителем компании, Ницке разорился. В самом здании размещалась главная контора предприятия, потому хозяин трудился, не выходя из дома. В особняке были доходные квартиры, которые арендовали иностранные купцы. После революции здание национализировали и превратили его в коммунальные квартиры для рабочих. Позже в нем находилось Киевское речное училище. Сейчас оно используется как помещения академии водного транспорта.

ПИВО ДЛЯ ВЛАСТИ

_025_7384381__

Уже пустующий "Пивзавод на Подоле" (ул. Фрунзе, 41) являлся самым старым в Киеве. Основал его купец Николай Хряков с компаньонами в 1872 году, дабы производить лучшие сорта пива. Их продукт пользовался большой популярностью даже в советские времена, ведь для членов ЦК КПСС на завод ездили "гонцы", чтоб забрать заказное пиво, которое не попадало в розничную продажу. Секрет вкусного пива — в воде, которую брали не из-под крана, а из скважины. На территории до сих пор находятся помещения, построенные в царские времена, а в средине — чешское уникальное оборудование ХIХ века. Завод является образцом ведения бизнеса XIX века, когда качество было превыше всего. Вот уж год, как завод перестал работать, более того, поговаривают, что сооружение планируют снести ради строительства бизнес-центра.

Реклама

ТРАПЕЗА ИЗ МАМОНТА

В тренде
В Киеве открыли стрельбу по активистам у стройки (видео)

_05_7384382__

Если бы можно было вернуться в прошлое на 20 тыс. лет назад, в период позднего палеолита, то на нынешней улице Фрунзе (рядом с домом №59—61) наткнулись бы на первых поселенцев Киева, которые активно охотились на мамонтов, а заодно окунулись бы в реалии загадочной трипольской культуры. Ведь во время раскопок в 1893 году археолог Викентий Хвойка открыл так называемую "Кирилловскую стоянку", где были найдены не только орудия труда из кремния, но и 67 обломков бивней мамонта с нанесенными на них рисунками. Жилища первых поселенцев были немного скромнее, нежели те, которые стоят на этом же месте. Они были полуземляного типа, прямоугольной формы и строились из дерева, костей и бивней мамонтов, стены делали из плетеной лозы, а сверху накрывались шкурами.

ОМНИБУСЫ И ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ

_08_7384383__

Реклама

Особое внимание стоит уделить трамвайному депо, которое ранее называлось им. Красина, ведь первый электрический трамвай, который был запущен в 1892 году, курсировал по ул. Фрунзе (тогда Кирилловской). А до этого существовали так называемые омнибусы (повозка на конной тяге), которые были рассчитаны на 15—20 пассажиров. Стоимость проезда была 6—7 коп., в то время как рубашку на рынке можно было приобрести за рубль. Бизнесом занимался киевский купец Левин, правда, с согласия городской власти, но омнибусы быстро пришли в негодность, поскольку предприниматель не присматривал за их техсостоянием. И вскоре, после многочисленных жалоб пассажиров, местная власть решила отказаться от разваливающихся омнибусов и начала оборудовать конку (конно-железную городскую дорогу), после чего стоимость проезда немного удешевилась. Нельзя не вспомнить о Куреневской трагедии, в результате которой погибло около 1,5 тысячи киевлян (по официальным данным — 145 человек). В 1961 году прорвало дамбу в Бабьем Яру, куда 10 лет сливали отходы от кирпичных заводов. Грязевой вал высотой 20 метров сносил все на своем пути... Больше всего жертв было в трамвайном депо, погибших трамвайщиков и пассажиров откапывали несколько недель. О страшной трагедии напоминает памятник жертвам Куреневской трагедии, установленный у входа в депо.

КНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

repphoto_6437_4821_7384384__

Один из древнейших храмов Киева — Кирилловская церковь. Она строилась во время правления черниговского князя Всеволода Ольговича в начале ХІІ века. По преданию, церковь должна была стать усыпальницей семьи Ольговичей, ведь тут были похоронены супруга князя — Мария (внучка Владимира Мономаха) и сын Святослав. Церковь несколько раз перестраивали, а после пожара в 1734 году ее реконструировали в стиле барокко, но все же "родные" фрески на стенах (800 кв. м) сохранились, восстанавливали их несколько веков. Среди художников, которые тут трудились, был Михаил Врубель. Поговаривают, что одной из причин помутнения его разума стало ежедневное наблюдение за больными психлечебницы, которая находится вблизи церкви. Есть у святыни и подземный ход, ведущий к пещерным захоронениям, но нынче он залит бетоном — одна из стен храма дала сквозную трещину.

Дистанция прогулки: 3450 м
Время прогулки: 55 мин

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять